Рефлексы у ребенка

Рекомендации родителям

«Не интегрированные примитивные рефлексы у ребенка могут быть ошибочно признаны за СДВГ»

Источник: статья эрготерапевта Анны Самариной

Человек завораживает своей сложностью. Сложностью в том, как он устроен, как он живет, как развивается. Его тело и мозг — два мощнейших инструмента, с помощью которых человек способен творить шедевры и ставить рекорды.

📍Одним из таких чудес в человеке являются его рефлексы. Знали ли вы, что у ребёнка ещё в утробе матери закладываются так называемые примитивные рефлексы, которые должны помочь ему родиться? У вас не вызывал удивления вопрос — как младенец умудряется самостоятельно развернуться в родовых путях и после этого попасть самостоятельно к маме на живот? Это ему помогают сделать примитивные рефлексы. Или не помогают, внося свои коррективы в процесс родов. Например, рефлекс Галанта нужен для того, чтобы младенец продвигался по родовым путям наружу. Также он нужен для того, чтобы ребёнок помочился в самый первый раз после родов. А тонический лабиринтный рефлекс помогает ему поднять голову и ползти на живот к маме.

📍Но это не все: оказывается есть рефлекс, который защищает ребёнка даже внутри маминого живота, если что-то случилось — это Рефлекс паралича страха. Он не обязателен, но в необходимом случае спасает ребёнку жизнь. Например, мама попала в аварию, и этот рефлекс сработал у ребёнка (он словно «замораживает» ребёнка, сворачивает его в комочек, не пускает в мозг ненужные стрессовые гормоны).

Про эти рефлексы большинство врачей и неврологов давно знают. Они умеют их увидеть и проверить их наличие у младенца.

И вот недавно для нас открылся мир знаний про примитивные рефлексы у подросших детей и взрослых, которых у них быть не должно в возрасте старше 1 года. Только 1 рефлекс может задержаться у ребенка в возрасте 3 лет.

В течение первого года жизни большинство младенческих рефлексов должны угаснуть или интегрироваться в более сложные формы деятельности, когда ребёнок уже осознанно двигает руками и ногами, а не рефлекторно.

Но бывает так, что некоторые рефлексы не угасают, либо угасают только частично. И это явление очень похоже на натянутый ручной тормоз у машины, с которым пытается ехать водитель. Развитие ребёнка начинает придерживаться, затормаживаться вместо того, чтобы стремительно лететь вперёд.

❓Это кажется странным: как это – жить с примитивными младенческими рефлексами дальше? Неужели организм и мозг сам не разбирается с этими механизмами? В большинстве случаев да – ребенок вовремя их развивает, а затем интегрирует. Но иногда нет, не разбирается, иногда эти рефлексы не уходят ни с возрастом, ни с естественным развитием ребенка, сопровождая его всю жизнь. И часто их действие списывают на совершенно другие особенности развития ребенка, через которые очень трудно переступить, ставя ребенку тем самым неправильный диагноз. Например, ребенок учится на тройки, и не получается улучшить эту ситуацию ни репетиторами, ни дополнительными занятиями, ни поиском «талантливого» учителя. В такой ситуации могут быть виноваты не интегрированные рефлексы. Или, бывает так, что ребенок кажется физически «несложенным», слабым, неуклюжем, далеким от физической активности, хотя никто в семье не отказывается от спорта и нагрузки – это тоже могут спровоцировать не интегрированные рефлексы. Трудности с поведением, письмом, рисованием, счетом, усидчивостью, способностью учиться быстро и легко новому, особенности развития ребенка, отличающие его от остальных – это все могут быть последствия того, что у ребенка есть еще активные примитивные рефлексы.

Признаков много, все их знает обученный этой теме специалист. Такой специалист сможет провести все тесты у ребёнка на наличие не интегрированных рефлексов и подобрать необходимый комплекс упражнений для интеграции этих рефлексов.

📌Проверить ребёнка у такого специалиста можно и в том случае, если ребёнок родился недоношенным, с малым весом, а также если были травмы головы (падал, сильно ударялся).

Да, все не так безнадежно – есть специальные упражнения, которые были разработаны командами ученых (например, Sally Goddard Blythe, Bonnie Brandes, Lise Eliot, Harald Blomberg), учитывающих все неврологические процессы.