Трудности и ошибки при чтении
Консультации логопеда
Одна из важнейших задач родителей и начальной школы является формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения — это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, пониманию. Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определённую информацию, заключённую в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
- Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи) ( при дислексии с трудом закрепляются связи между звуком и буквой, чаще наблюдается забывание букв, имеющих меньшую частотность употребления в языке, это может относится и к заглавным буквам)
- Слияние нескольких букв в слог (слогослияние). (Наибольшую трудность для детей представляет слияние букв в слоги. На этом этапе возникает противоречие, а именно, при выделении звука из слова, ребёнок называет «чистый», изолированный звук, а сливая звуки в процессе чтения, должен видоизменять их, учитывая позиционные и комбинаторные условия. Например, в зависимости от последующей гласной, согласный «н» прочитывается то как твёрдый, то как мягкий в словах «нос –нёс». Именно поэтому при чтении слогов и слов дети должны предварительно до озвучивания согласного оценить характер следующей за ним гласной. И чем лучше дети владеют устной речью, тем успешнее они овладевают слиянием при чтении).
- Слияние нескольких слогов в слово.
- Интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. В основном, дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слова и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
В результате у детей складывается негативное, эмоционально – отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера
- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки
- нарушением зрительно – моторной координации
- нарушением моторики, графомоторных навыков
- нарушением слухового, зрительного, фонетико – фонематического восприятия. Смешение букв по акустико – артикуляционному сходству (о –у, ё-ю, звонкие и глухие – в –ф, б –п и т.д., свистящие и шипящие – с –ш, з –ж, , соноры – л –р , аффрикаты – ц –ч, ч –ть. Смешение букв по кинетическому сходству (в печатном шрифте). Такие смешения обусловлены смешением букв при переходе с печатного шрифта в рукописный, например, а –о, и-у, б –д, х –ж , л -м.
- нарушением произвольного внимания
- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти
- затруднениями при воспроизведении последовательности движении, последовательности в пространстве, во времени, в речи
- нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря.
Развитие мелкой моторики.
«Пальчики здороваются»
«Пересчёт пальцев»
«Качели»
Упражнения на координацию рук
- Детям предлагается одновременно ударять по столу двумя руками, правой сжатой в кулак, и левой – раскрытой ладонью. Затем наоборот.
- «Кулак — ребро — ладонь». Детям предлагается выполнить последовательно три движения рукой.
Развитие зрительно – моторной координации.
Графический диктант по клеточкам под диктовку родителя.
Развитие пространственных представлений.
- Ребёнок последовательно выкладывает на столе цветные геометрические фигуры по речевой инструкции взрослого. Например, положи перед собой красный треугольник, справа от него зелёный круг, слева — синий прямоугольник, над зелёным кругом — жёлтый квадрат и т.д.
- Достань правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз и т.д.
Формирование навыка фонематического анализа и синтеза.
- «Отгадай слово». Ребёнку предлагается из написанных на листе наборов букв составить слова.
- Задание «Наборщик». Ребёнку предлагается слово, из букв которого он составляет и записывает новые слова.
- По первым звукам названных родителем слов, нужно отгадать задуманное слово. Например, солнце, аист, дом, Отгадайте, какое слово я задумала.
Коррекция навыков чтения.
- Чтение текста из книги с прикрытой верхней половиной строчки. Уточнение содержания по вопросам родителя.
- Чтение текста из книги через слово. Ребёнку предлагается читать не как обычно, а перескакивать через каждое второе слово.
- Чтение текста «вверх ногами». Уточнение содержания по вопросам родителя.
Ошибки, которые ребёнок допускает при чтении, затем могу отразиться в письменной речи. Поэтому лучше исправить сейчас, чем в будущем работать над коррекцией устной и письменной речи.
По материалам сети Интернет