Самомассаж и массаж кожи тканью

Консультации инструктора по физической культуре

Тестовая рубрика

Наша кожа постоянно находится во взаимодействии с внешней средой.

Надежно защищает от мороза, жары, ветра, от проникновения инфекций только здоровая, упругая и эластичная кожа.

Именно кожа быстро реагирует на атмосферные изменения: в холодную погоду заботливо закрывает поры – сохраняет и не выпускает тепло, а в зной открывает поры – отдавая избыточное тепло. Ранимая и изнеженная кожа этими ценными качествами не обладает.

При занятиях физическим трудом, во время гимнастических упражнений и массажа кровь то приливает к коже, то отливает, питая ее, воздействуя на нервные окончания – рецепторы, которые находятся в коже. Массаж – испытанное и проверенное средство ухода за нервной системой.

Мышца набирает силу в движении. В движении живет и питается нерв. И чем чаще и ритмичнее работают мышцы, тем здоровее и крепче становятся нервы.

А что же такое самомассаж тканью?  Ткань усиливает трение, служит изолирующей прослойкой между руками и телом. И то и другое очень важно. Можно растирать тело и сидя и стоя, принимать самые разнообразные положения. Самые разнообразные позы и положения, которые человек принимает при самомассаже, полезны внутренним органам. Для печени, желудка, селезенки обеспечивается смена среды. Для сердца и легких открываются пути кровотока. Для конечностей обеспечивается полный кровоток.

Каждый сеанс оздоровительной гимнастики и самомассажа  помогут сделать вашу кожу более упругой, плотной. Укрепить скелетную мускулатуру, руки станут более умелыми и ловкими.

Методика самомассажа кожи тканью

Обязательное условие целительных прикосновений – чистота кожи и ткани.

Ребенок принимает удобное положение. Держим в руках  ткань или махровое полотенце, детям помладше можно сделать варежку.

Движения выполняются в следующей последовательности:

— шея, лицо, голова,

-тело (грудь, живот, бока, спина),

-конечности (ноги, руки).

I —  Ознакомление с методом самомассажа.

Цель: Формирование положительного отношения к самомассажу тканью.

Начинаем самомассаж с поглаживания. Затем похлопывание с прижиманием, снова повторить поглаживание. Между движениями необходимы секунды полного расслабления.

Описание комплекса самомассажа.

Учимся держать полотенце (варежку). Выполняем разнообразные движения, поглаживая лицо, шею, уши, руки до локтя. Мягкое полотенце (варежку) прижимать к телу прямыми пальцами рук так чтобы как можно большая часть тела массировалось тканью. Повторяйте массаж, выполняя движения с полотенцем вправо, влево, по кругу. Помассируйте за ушами, коснитесь затылка, шеи (сзади). Отдохните. Каждое движение повторяем 3-5 раз с постепенным увеличением до 10 – 15 раз.

 

 

I I  — Обучение самомассажа тканью.

 

Полотенце на груди. Удерживать его пальцами обеих рук.

 

Поглаживаем шею спереди вверх и вниз. Так же помассируем лицо, голову, за ушами, шею.
Полотенце на животе. Поглаживайте тело спереди и с боков. Движения рук широкие свободные, легкие.
Повернитесь на правый бок, поглаживайте кожу левого бока и спины.
Повернитесь на левый бок, согните ноги, так же поглаживайте правый бок, бедра, ноги, спину. Отдохните.
Полотенце на правом бедре. Сгибая ногу к животу, массируйте ее  в направлении от бедра к стопе. Разгибая ногу, массируйте ее от пятки до ягодицы.
Полотенце поперек груди и на плечах. Руки скрещены на груди. Ладонями поглаживаем руки через полотенце и самим полотенцем.
Спускаем полотенце ниже и массируем предплечье, затем кисти рук, еще раз каждую руку со всех сторон.

 

Так укрепляя кожу с помощью самомассажа тканью, одновременно укрепляется нервная система. При систематических занятиях вырабатывается автоматизм движений, совершенствуется и укрепляется кисть.

 

Массаж биологически активных зон «Снеговик»

(для профилактики простудных заболеваний)

Раз — рука, два — рука.

Лепим мы снеговика.

Три — четыре, три-четыре,

Нарисуем рот пошире,

Пять — найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз.

Шесть — наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь —

Мы плясать его попросим.

 

 

Вытянуть вперед одну руку, потом — другую.

Имитировать лепку снежков.

 

Погладить ладонями шею.

Кулачками растереть крылья носа.

 

Приставить ладони ко лбу «козырьком» и растереть лоб.

 

Погладить колени ладошками.

 

Массаж биологически активных зон «Труба»

(для профилактики простудных заболеваний).

Ба-ба-ба –

На крыше есть труба.

Бу-бу-бу –

Надо чистить трубу.

Бы-бы-бы –

Валит дым из трубы.

Всех зовем на новоселье!

Начинается веселье.

 

Провести всеми пальцами по лбу от середины к вискам — 7 раз.

Кулачками провести по крыльям носа — 7 раз.

 

Растереть ладонями уши.

Массаж лица «Пчела»
Ла-ла-ла —

На цветке сидит пчела.

Ул-ул-ул —

Ветерок подул.

Ала-ала-ала —

Пчелка крыльями махала.

Ила-ила-ила —

Пчелка мед носила.

Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам — 7 раз.

Провести пальцами по щекам сверху вниз — 7 раз.

Кулачками энергично провести по крыльям носа — 7 раз.

Растереть лоб ладонями, приставленными к нему козырьком.

 

Массаж спины «Дождь»
Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин.

 

 

Хлопки ладонями по спине.

 

Поколачивание кулачками.

 

Постукивание пальчиками.

 

Поглаживание спины ладошками.

 

Массаж волшебных точек ушей

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»
«Найдем и покажем ушки»

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.

 

«Похлопаем ушками»

 

 

 

 

 

«Потянем ушки»

 

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

 

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

 

«Покрутим козелком»

 

 

 

 

 

 

 

«Погреем ушки»

 

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

А раз кончилась игра,

Наступила тишина!

 

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

 

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

 

  Дети расслабляются и слушают тишину.
Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

«Поиграем с ручками»
Разотру ладошки сильно,

каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

никого не обойду.

 

Дети растирают ладони до приятного тепла.

Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

 

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

 

Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.
С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

 

Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Отдыхает детвора.

 

Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

  Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.