Ребенок убегает от взрослых. Что делать?

Консультации психолога

Тестовая рубрика

Побеги от взрослых являются одним из проявлений нежелательного поведения и являются ситуацией опасности. Ребенок, который исчез из внимания взрослых, может оказаться в опасной или стрессовой ситуации. Особенно это касается «особых» детей, которые в силу личностных и индивидуальных особенностей не всегда знают, что делать в такой ситуации.

Существует ряд рекомендаций, которые помогут родителям в ситуациях, когда ребенок убегает.

 

  1. Если ребенок убегает в магазине.

В продуктовом магазине родитель дает ребенку поручение толкать тележку. Так как ребенок ко всему прочему импульсивно смахивает товары с полок, мама, перед тем как войти в магазин, говорит ему, что его руки должны всё время быть на тележке. Это обеспечивает ребенку нужную установку для магазина («моя задача — обеими руками держать тележку»). Это уменьшает не только убегания, но и смахивание товаров с полок. Пока руки ребенка на тележке, два вида неприемлемого поведения (убегание и смахивание) вряд ли возникнут. Мама каждые несколько минут хвалит ребенка, соотнося похвалу с нужным поведением и поощряя его. Секрет в том, что мы создаем конкретное правило! Как только мама видит, что ребенок снимает руку с тележки, она сразу же останавливает это действие так, что он снова кладет руку обратно. Тем самым ему становится понятно, что всё дело в том, чтобы руки были на тележке. Мама также может придумать дополнительное вознаграждение, например, разрешение купить лакомство в конце, если ребенок слушался. Маме необходимо всё время быть сконцентрированной на «обеих руках на тележке», останавливании действия и перенаправлении рук обратно на тележку. Не ждать, пока он начнет сгребать товары или побежит, а потом перенаправлять. Пресекать это в корне, пока этого еще не произошло.

2. Если ребенок в поликлиннике

Пример. Мама с ребенком ждут приема врача. Часто это настоящая битва, т.к. ребенок носится по помещению и выбегает за дверь. Вместо этого, представим маму, которая сосредотачивается на подкреплении того, чтобы ребенок сидел. Если он сидит, он не может бегать и беспокоить других или выбегать за дверь. Мама сажает сына у стены, а сама садится рядом с другой стороны. Так легче «заблокировать» ребенка и прервать его попытки встать и убежать (создание рамок). Мама говорит ребенку, что он должен сидеть в кресле, пока они ждут врача. Мама дает ребенку игру, в которую он может поиграть во время ожидания. Мама часто хвалит его за то, что он сидит. Если он послушен, он может получить что-нибудь и от врача. Как только мальчик забывает и импульсивно пытается встать, мама сразу же усаживает его обратно. Мама не ждет, пока он встанет и начнет бегать, чтобы только тогда его перенаправить. Она перенаправляет сразу, как только он пытается встать.

Обучение ходить рядом с вами

  1. Детей, которые бегают и убегают, важно учить ходить рядом с вами и останавливаться по инструкции. Мы обычно учим этому сначала в ситуации, где ничто не отвлекает, вдали от людей (школьный коридор или прогулочная дорожка у дома). Там, где для ребенка меньше соблазнов, а для родителя — меньше смущения.
  2. Целью является ходьба рядом с родителем. Начните с сообщения ребенку, что ему нужно идти рядом с вами и, второе, что вы будете держать его за руку, прохаживаясь туда-сюда. Делайте это весело и получайте удовольствие от этого. Дайте ему понять, что, если он слишком опередит вас или не будет слушать, вы «остановите действие», пока он не послушается. Часто хвалите и имейте конкретное подкрепление в конце, если он послушался вас.
  3. Прохаживаясь, останавливайтесь иногда, чтобы обсудить что-то или показать на что-то. Это потребует от ребенка соотнесения своего поведения с вашим: остановиться тогда, когда остановились вы, и оставаться в соответствии с вами. Если ребенок пытается уйти от вас, «остановите действие» и верните его назад. Если он не слушает, «остановите действие», пока он не станет послушным. Если он ведет себя чересчур активно и не сотрудничает с вами, просто закончите попытку без вознаграждения и без внимания.
    4. Когда он научится ходить рядом с вами за руку, попробуйте то же самое без руки. Напомните ребенку, что ему всё равно нужно идти рядом с вами и останавливаться, если остановились вы. Также дайте ему знать, что, если он не будет идти рядом, тогда вам придется взять его за руку. Если он слишком спешит, остановитесь, остановите его и вернитесь. Если он слушается, хвалите и продолжайте. Если он (не) слушается, тогда он должен дать вам руку на короткое время перед новой попыткой.
  4. Когда он начинает понимать и сотрудничать в контролируемой ситуации, переходите к общественным местам. Вследствие того, что в этих местах много всего отвлекающего, может быть, вам придется возобновить ходьбу за руку, пока он не научится достаточно контролировать достаточно свои импульсы. Начните на стоянке у магазина, уча его идти рядом с вами. Шаги те же, что и выше, с похвалой за всякое сотрудничество. Если он тянет в сторону, остановите и держите за руку, если не слушается. Если он сопротивляется, остановите действие и скажите ему, что вы не сможете зайти в магазин вдвоем, если он не умеет идти рядом с вами. Если он всё равно не слушается, возвращайтесь к машине и попробуйте в другой раз.
  5. Помните, что, где бы вы вдвоем ни находились, вы должны быть сосредоточены на одной цели (ходить рядом). Прежде всего, не давайте ему держаться немного впереди или сзади от вас. Даже если всё хорошо, вы оба должны быть бок о бок. Следите, чтобы правило было буквальным, очень ясным и постоянным. Не ждите, когда он убежит, чтобы вспомнить о правиле.

 

 

Источник: материалы сети Интернет