Психолого-педагогическая характеристика детей с психическим недоразвитием (с интеллектуальной недостаточностью)

Задержка психического развития

Уважаемые родители, если Вы заметили, что Ваш ребенок:

  • с трудом идет на контакт со взрослыми и детьми;
  • не может оценить возможные последствия своих поступков, событий, отделить главное от второстепенного, вследствие чего возникают бурные эмоциональные реакции;
  • часто наблюдается немотивированная смена настроения (может быть повышенное веселое настроение или наоборот, ребенок плаксив и раздражителен);
  • ласков и привязчив к близким или наоборот, груб, нетерпим, но в то же время, не может объяснить своего состояния, выделить причину настроения и критично отнестись к этому, но ребёнок незлобен, благодушен;
  • быстро утомляется, не стремится довести начатое дело до конца, отказываясь от него при малейшей трудности, нет инициативы;
  • долго осваивает навыки самообслуживания (не может самостоятельно раздеться и одеться, вымыть руки);
  • выражает затруднения в понимании содержания картинки, сказки или рассказа, плохо различает основные цвета, геометрические формы и особенно оттенки, не может сложить разрезную картинку, не узнает знакомый предмет;
  • испытывает наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений, в заданиях на обобщения, классификацию, выделения четвертой «лишней» картинки, при понимании скрытого смысла рассказа;
  • при сравнении предметов выделяет не существенные признаки, затрудняется устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для него установление сходства между предметами;
  • внимание привлекается с трудом, удерживается на непродолжительное время, не улавливает многое из того, что говорит взрослый. Все новое усваивает крайне медленно, лишь после многих повторений, быстро забывает воспринятое;
  • не может заучивать стихи и припоминать материал;
  • не владеет активной речью, ограничено понимание обращенной речи, привязанность к ситуации;
  • сверстники не принимают ребенка в совместные игры;
  • нет предметного рисунка и желания рисовать.

Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то Вам необходимо проконсультироваться у врача психиатра, дефектолога, психолога, которые предложат необходимую как медицинскую, так и психолого-педагогическую помощь Вашему ребенку.

Ваш ребенок может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида, группы комбинированного вида, инклюзивные группы, группы ранней помощи, лекотеки, группы «Особый ребенок» при ДОУ компенсирующего вида. При этом необходимо медицинское сопровождение со стороны педиатра, невролога, психиатра. Ему проще адаптироваться в группах нормально развивающихся сверстников, но при условии сопровождения ребенка специалистами – дефектологом, логопедом, психологом и др. Динамика развития ребенка достаточно медленная, но при соответствующих программах воспитания и обучения наблюдается удовлетворительная социальная адаптация. При неблагоприятных условиях значительно усложняется социальная адаптация и увеличивается риск формирования асоциальных форм поведения. При выраженных степенях психического недоразвития динамика овладения программным материалом, как и динамика психического развития в целом, не очень благоприятна и прогноз развития и социальной адаптации определяется медицинским диагнозом, своевременностью его установления и адекватностью лечения. В школьном возрасте Ваш ребенок будет обучаться по адаптированной образовательной программе образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Информация с сайта для родителей особых детей Челябинской области http://ovz.ipk74.ru/moj_rebenok_osobennyj/nachalnoe-obshchee-osnovnoe-obshchee-i-srednee-obshchee-obrazovanie/