Психологические аспекты развития ребенка в раннем возрасте (1-3г)
Полезная информация по ранней помощи
Тестовая рубрика
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
Сензитивный – т. е. наиболее благоприятный. Существуют разные сензитивные периоды для формирования тех или иных психических процессов.
(!) До 6 лет заканчиваются все сензитивные периоды развития ребенка. (Это происходит самопроизвольно, без напряжения, без вложения особых сил, все формируется в соответствии возрасту. А после 6 лет уже идет научение, обучение).
Существуют следующие сензитивные периоды:
- Период движения и действия 0-4г (пик – 1,5 г) – возможность для развития крупной и мелкой моторики (на всю жизнь!)
- Период развития органов чувств 0-5л (пик – 3 г) – развитие сенсорики, ребенок чувствует окружающий мир: цвет, форму, запахи, ощущения и пр.
- Период порядка 1-3л (пик – 2,5 г) – режим дня, сон, питание, принадлежность вещей (мой, мамин, папин). Это безусловно важно для физического и психического здоровья.
- Период развития мелких предметов 1,5 – 2,5 г (пик – 2 г) – значки, пуговицы, стеклышки, коробочки…
- Период социального развития 2,5 – 6 л (пик – 4 г) – общение с семьей, со сверстниками.
- Период развития речи 0 – 6 л (нет пика) – очень плавно.
(!) Таким образом, большинство пиков развития сензитивных периодов характерно для раннего возраста (до 3 лет)!!! => важность раннего детства в развитии человека.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
В раннем детстве ребенком приобретается самостоятельность, которая выражается в биологической независимости от взрослого (ре становится независим от питания).
Также возможность самостоятельного передвижения – прямохождение. Именно благодаря прямохождению ре получает свободу в плане самостоятельного взаимодействия с внешним миром, т.е. расширяются возможности знакомиться со свойствами предметов.
ВВД – предметно-манипулятивная. Формируется новое отношение к миру предметов. Это уже не объекты для манипулирования, а вещи, имеющие определенное назначение и способ употребления. Специфика: ре открываются функции предметов, но назначение предметов является для него скрытым, оно не может быть выявлено путем простого манипулирования, и именно взрослый демонстрирует ре назначение предметов.
(!) Ориентировка типа «Что такое?» сменяется на «Что с эти можно делать?»
Действия, особенно значимые для ПР: соотносящие (пирамидка – приведение предметов в определенные пространственные взаимоотношения) и орудийные (чашка, совочек – действия с определенным предметом).
На 3 году зарождаются новые виды деятельности – игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка). Сначала игра очень схожа с предметно-манипулятивной деятельностью, 2-3 действия (кормление куклы). С взрослением ре идет обогащение содержания игры, ре начинает изображать различные действия, не выполняя их реально (Миша будет паровозиком; Покажи, как папа забивает гвоздь). К 3 г. Ре начинает использовать в игре предметы-заместители. Одновременно с этим, дети начинают изображать взрослых.
ИЗО – черточки, дуги, подражание взрослым – чирканье обоев, узнавание того, что нарисовал.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Ребенок раннего возраста – это существо СУПЕРэмоциональное (!) Все переживания по принципу «здесь и теперь». (Взрослые же переживают прошлое и будущее, мало сосредоточиваясь на настоящем). Желания ребенка, его мотивы неустойчивы, быстро меняются. Поэтому ребенок действует не задумываясь, под влиянием только что возникших чувств.
ОБЩЕНИЕ: Дети раннего возраста – это дети без друзей. В 2 г. При появлении сверстника ребенок может искать защиту у матери. В 2,5 г. Может играть со сверстниками, когда видит мать. К 3г. могут возникать кратковременные совместные действия. Одновременно с этим к 3 г. у детей возникает чувство симпатии, желание поделиться игрушками. Но даже при возникновении желаний, общаясь с детьми, ре исходит всегда только из своих потребностей и желаний, не учитывая потребностей и желаний другого.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ: Ребенок раннего возраста еще не может управлять своим поведением и выполнять непривлекательные для него действия. Поэтому нельзя требовать от него невозможного. Реакции: хныканье, капризы, прекращение действия, незавершенность деятельности, отсутствие целеустремленности. Аффективные вспышки гасятся тогда, когда взрослый спокойно на них реагирует, а особое внимание к ребенку подкрепляет капризы.
САМОСОЗНАНИЕ: С 1,5 лет ребенок стремится к получению оценки взрослым своих поступков. Это формирует у него либо чувство гордости за себя (когда действия ре поощряются взрослым), либо чувство стыда (когда взрослый ругает).
Зарождение самосознание начинается, когда ребенок узнает себя в зеркале. С 2 лет ребенок начинает называть себя по имени, чаще в 3-м лице (Маша пошла). Кроме он отстаивает свое право на владение этим именем и протестует, когда его называют другим именем. К 3 г. появляется интерес к людям, которые носят такое же имя. С появлением имени возникает и половая идентичность (Костя – мальчик).
К 3 г появляется местоимение «Я», следовательно, появляется первичная самооценка (Какой Я?). Чаще всего на вопрос «Какой ты?» ребенок отвечает (вопрос к аудитории) :
я – хороший. Это основывается на потребности ре в эмоциональной безопасности, безусловном позитивном принятии. Поэтому у ребенка самооценка всегда завышена.
Возникновение первичного сознания «Я» приводит к кризису 3 лет.
КРИЗИС 3 ЛЕТ: «Я сам!» Следующие симптомы:
— негативизм: вопреки желанию, только потому, что его попросили об этом
— упрямство: настаивает на чем-либо не потому, что хочется, а потому, что он это потребовал.
— строптивость: направлена против человека, против тех правил и образа жизни, которые сложились до 3 лет.
— своеволие: хочет делать все сам, даже если не умеет
— протест: бунт против взрослых, война с окружающими
— обесценивание личности взрослого
— деспотизм или ревность
(!) Кризис 3 лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
РЕЧЬ: Совершенствуется понимание речи взрослого и формируется собственная активность речи, которая идет за счет возрастающего интереса ре к предметам и их свойствам. Ре обращается к взрослому: что с эти можно делать? В процессе манипулирования с предметом усваивается и слово, которым называется предмет. Сначала речь ребенка телеграфная: слова между собой не согласуются, ребенок не умеет изменять слова в соответствии со смыслом. С 2-3 лет появляются первые фразы и предложения из 2-3 слов, в основном ре проговаривает свои действия (Я пошел…). К 3-4г. Появляется собственно речь – первые обобщения, понимание инструкций взрослого, понимание сказок.
ВОСПРИЯТИЕ: (!) Основная познавательная функция. Восприятие ре является полевым, т.е. то, что лежит в поле зрения, то и привлекает ребенка. Особенности: восприятие аффективно окрашено и всегда переходит в действие. (!) Всё, что ре видит, он стремится потрогать и взять в рот. К 2,5 – 3 г. Ре уже способен осуществить выбор предмета по форме, по величине и по цвету.
ВНИМАНИЕ: Развитие внимания происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ре доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Теперь он сам выбирает предмет, на который направляет внимание. А т.к. ребенок знакомится все с большим количеством предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.
(!) Когда ре что-то делает, нельзя его отвлекать. Кроме того, дети сами часто отвлекаются (поле зрения): играя в машинку, ребенок увидел плюшевого мишку, он бросает машинку…В итоге все игрушки разбросаны.
ПАМЯТЬ: Главный процесс – узнавание (например, взрослых). Ребенок уже может воспроизводить ранее услышанное или увиденное, но непроизвольно. Поэтому еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. (!) Раннее детство не помнится нами также как и младенчество. Особенности: аффективная окрашенность. Предмет притягивает ре, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает, начинает разворачиваться импульсивное поведение. Следовательно, восприятие переходит в действие, внимание сосредотачивается на процессе, происходит запечатление в памяти результатов от этого действия.
МЫШЛЕНИЕ: Наглядно-действенное, т.е. мышление, которое проявляется в действии. Ребенок учится устанавливать связи между предметами для достижения цели. Знакомясь с различными свойствами предметов, накапливается запас представлений об их свойствах (зарождение наглядно-образного мышления). Накопление опыта практических предметных действий приводит к тому, что малыш представляет как добиться результата. Он начинает действовать не на основе представлений, а на основе образов, созданных прошлым опытом (хочет включить свет – берет стул). Кроме того, развитие речи приводит к тому, что ребенок начинает задавать вопросы – у него появляются первые представления о причинно-следственных отношениях; формируются первые мыслительные операции: цвет, форма, размер.
ВООБРАЖЕНИЕ: только элементарные формы.
— мнимые действия с ребенком (Бодяй, придет серенький волчок)
— образная модель действий (поехали-поехали, на лошадке…)
— представления о событиях за пределами воспринимаемого (завтра поедем к бабушке)
— рассказы о вымышленных событиях, удерживающие ре от слез (Вон, смотри, киска на тебя смотрит: чего мальчик плачешь?)
— мнимые состязания (за маму — за папу, кто больше каши съест)
— действия с иллюстрациями, пальчиковые игры (Сорока-Ворона кашу варила…)
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА
РАННЕЕ ДЕТСТВО – это период интенсивного физического и психического развития. Причем быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем à присущая возрасту ранимость организма.
Поэтому следует уделять большое внимание здоровью + систематический учет развития, чтобы своевременно обнаружить соответствие возрасту либо отставания в развитии.
Существуют закономерности, которые необходимо учитывать при организации жизни и воспитания детей раннего возраста:
- Взаимообусловленность физического и психического: умственное развитие зависит от физического состояния и настроения. Если дети легко утомляются, это приводит к капризам, конфликтам.
- Повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность (заплачет один, и сражу же другой).
- Сенсомоторная потребность – потребность во внешних запечатлениях, ощущениях и движениях.
- Потребность в общении со взрослым.
- Особенности ВНД (высшей нервной деятельности): недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы к воздействиям внешней среды, медленное нарастание работоспособности нервных клеток головного мозга. Поэтому особое внимание в раннем возрасте следует уделять режиму дня.
- Подражательность речи взрослого.