Психологические аспекты развития ребенка в раннем возрасте (1-3г)

Полезная информация по ранней помощи

Тестовая рубрика

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Сензитивный – т. е. наиболее благоприятный. Существуют разные сензитивные периоды для формирования тех или иных психических процессов.

(!) До 6 лет заканчиваются все сензитивные периоды развития ребенка. (Это происходит самопроизвольно, без напряжения, без вложения особых сил, все формируется в соответствии возрасту. А после 6 лет уже идет научение, обучение).

Существуют следующие сензитивные периоды:

  1. Период движения и действия 0-4г (пик – 1,5 г) – возможность для развития крупной и мелкой моторики (на всю жизнь!)
  2. Период развития органов чувств 0-5л (пик – 3 г) – развитие сенсорики, ребенок чувствует окружающий мир: цвет, форму, запахи, ощущения и пр.
  3. Период порядка 1-3л (пик – 2,5 г) – режим дня, сон, питание, принадлежность вещей (мой, мамин, папин). Это безусловно важно для физического и психического здоровья.
  4. Период развития мелких предметов 1,5 – 2,5 г (пик – 2 г) – значки, пуговицы, стеклышки, коробочки…
  5. Период социального развития 2,5 – 6 л (пик – 4 г) – общение с семьей, со сверстниками.
  6. Период развития речи 0 – 6 л (нет пика) – очень плавно.

(!) Таким образом, большинство пиков развития сензитивных периодов характерно для раннего возраста (до 3 лет)!!! => важность раннего детства в развитии человека.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

В раннем детстве ребенком приобретается самостоятельность, которая выражается в биологической независимости от взрослого (ре становится независим от питания).

Также возможность самостоятельного передвижения – прямохождение. Именно благодаря прямохождению ре получает свободу в плане самостоятельного взаимодействия с внешним миром, т.е. расширяются возможности знакомиться со свойствами предметов.

ВВД – предметно-манипулятивная. Формируется новое отношение к миру предметов. Это уже не объекты для манипулирования, а вещи, имеющие определенное назначение и способ употребления. Специфика: ре открываются функции предметов, но назначение предметов является для него скрытым, оно не может быть выявлено путем простого манипулирования, и именно взрослый демонстрирует ре назначение предметов.

(!) Ориентировка типа «Что такое?» сменяется на «Что с эти можно делать?»

Действия, особенно значимые для ПР: соотносящие (пирамидка – приведение предметов в определенные пространственные взаимоотношения) и орудийные (чашка, совочек – действия с определенным предметом).

На 3 году зарождаются новые виды деятельности – игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка). Сначала игра очень схожа с предметно-манипулятивной деятельностью, 2-3 действия (кормление куклы). С взрослением ре идет обогащение содержания игры, ре начинает изображать различные действия, не выполняя их реально (Миша будет паровозиком; Покажи, как папа забивает гвоздь). К 3 г. Ре начинает использовать в игре предметы-заместители. Одновременно с этим, дети начинают изображать взрослых.

ИЗО – черточки, дуги, подражание взрослым – чирканье обоев, узнавание того, что нарисовал.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Ребенок раннего возраста – это существо СУПЕРэмоциональное (!) Все переживания по принципу «здесь и теперь». (Взрослые же переживают прошлое и будущее, мало сосредоточиваясь на настоящем). Желания ребенка, его мотивы неустойчивы, быстро меняются. Поэтому ребенок действует не задумываясь, под влиянием только что возникших чувств.

ОБЩЕНИЕ: Дети раннего возраста – это дети без друзей. В 2 г. При появлении сверстника ребенок может искать защиту у матери. В 2,5 г. Может играть со сверстниками, когда видит мать. К 3г. могут возникать кратковременные совместные действия.  Одновременно с этим к 3 г. у детей возникает чувство симпатии, желание поделиться игрушками. Но даже при возникновении желаний, общаясь с детьми, ре исходит всегда только из своих потребностей и желаний, не учитывая потребностей и желаний другого.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ: Ребенок раннего возраста еще не может управлять своим поведением и выполнять непривлекательные для него действия. Поэтому нельзя требовать от него невозможного. Реакции: хныканье, капризы, прекращение действия, незавершенность деятельности, отсутствие целеустремленности. Аффективные вспышки гасятся тогда, когда взрослый спокойно на них реагирует, а особое внимание к ребенку подкрепляет капризы.

САМОСОЗНАНИЕ: С 1,5 лет ребенок стремится к получению оценки взрослым своих поступков. Это формирует у него либо чувство гордости за себя (когда действия ре поощряются взрослым), либо чувство стыда (когда взрослый ругает).

Зарождение самосознание начинается, когда ребенок узнает себя в зеркале. С 2 лет ребенок начинает называть себя по имени, чаще в 3-м лице (Маша пошла). Кроме он отстаивает свое право на владение этим именем и протестует, когда его называют другим именем. К 3 г. появляется интерес к людям, которые носят такое же имя. С появлением имени возникает и половая идентичность (Костя – мальчик).

К 3 г появляется местоимение «Я», следовательно, появляется первичная самооценка (Какой Я?). Чаще всего на вопрос «Какой ты?» ребенок отвечает (вопрос к аудитории) :

я – хороший. Это основывается на потребности ре в эмоциональной безопасности, безусловном позитивном принятии. Поэтому у ребенка самооценка всегда завышена.

Возникновение первичного сознания «Я» приводит к кризису 3 лет.

КРИЗИС 3 ЛЕТ: «Я сам!» Следующие симптомы:

— негативизм: вопреки желанию, только потому, что его попросили об этом

— упрямство: настаивает на чем-либо не потому, что хочется, а потому, что он это потребовал.

— строптивость: направлена против человека, против тех правил и образа жизни, которые сложились до 3 лет.

— своеволие: хочет делать все сам, даже если не умеет

— протест: бунт против взрослых, война с окружающими

— обесценивание личности взрослого

— деспотизм или ревность

(!) Кризис 3 лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности.

 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

РЕЧЬ: Совершенствуется понимание речи взрослого и формируется собственная активность речи, которая идет за счет возрастающего интереса ре к предметам и их свойствам. Ре обращается к взрослому: что с эти можно делать? В процессе манипулирования с предметом усваивается и слово, которым называется предмет. Сначала речь ребенка телеграфная: слова между собой не согласуются, ребенок не умеет изменять слова в соответствии со смыслом. С 2-3 лет появляются первые фразы и предложения из 2-3 слов, в основном ре проговаривает свои действия (Я пошел…). К 3-4г. Появляется собственно речь – первые обобщения, понимание инструкций взрослого, понимание сказок.

ВОСПРИЯТИЕ: (!) Основная познавательная функция. Восприятие ре является полевым, т.е. то, что лежит в поле зрения, то и привлекает ребенка. Особенности: восприятие аффективно окрашено и всегда переходит в действие. (!) Всё, что ре видит, он стремится потрогать и взять в рот. К 2,5 – 3 г. Ре уже способен осуществить выбор предмета по форме, по величине и по цвету.

ВНИМАНИЕ: Развитие внимания происходит в процессе освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ре доступной большую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания. Теперь он сам выбирает предмет, на который направляет внимание. А т.к. ребенок знакомится все с большим количеством предметов, у него совершенствуется способность переключать и распределять внимание.

(!) Когда ре что-то делает, нельзя его отвлекать. Кроме того, дети сами часто отвлекаются (поле зрения): играя в машинку, ребенок увидел плюшевого мишку, он бросает машинку…В итоге все игрушки разбросаны.

ПАМЯТЬ: Главный процесс – узнавание (например, взрослых). Ребенок уже может воспроизводить ранее услышанное или увиденное, но непроизвольно. Поэтому еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. (!) Раннее детство не помнится нами также как и младенчество. Особенности: аффективная окрашенность. Предмет притягивает ре, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Ребенок видит вещь, она его привлекает, начинает разворачиваться импульсивное поведение. Следовательно, восприятие переходит в действие, внимание сосредотачивается на процессе, происходит запечатление в памяти результатов от этого действия.

МЫШЛЕНИЕ: Наглядно-действенное, т.е. мышление, которое проявляется в действии. Ребенок учится устанавливать связи между предметами для достижения цели. Знакомясь с различными свойствами предметов, накапливается запас представлений об их свойствах (зарождение наглядно-образного мышления). Накопление опыта практических предметных действий приводит к тому, что малыш представляет как добиться результата. Он начинает действовать не на основе представлений, а на основе образов, созданных прошлым опытом (хочет включить свет – берет стул). Кроме того, развитие речи приводит к тому, что ребенок начинает задавать вопросы – у него появляются первые представления о причинно-следственных отношениях; формируются первые мыслительные операции: цвет, форма, размер.

ВООБРАЖЕНИЕ: только элементарные формы.

— мнимые действия с ребенком (Бодяй, придет серенький волчок)

— образная модель действий (поехали-поехали, на лошадке…)

— представления о событиях за пределами воспринимаемого (завтра поедем к бабушке)

— рассказы о вымышленных событиях, удерживающие ре от слез (Вон, смотри, киска на тебя смотрит: чего мальчик плачешь?)

— мнимые состязания (за маму — за папу, кто больше каши съест)

— действия с иллюстрациями, пальчиковые игры (Сорока-Ворона кашу варила…)

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРИОДА РАННЕГО ДЕТСТВА

РАННЕЕ ДЕТСТВО – это период интенсивного физического и психического развития. Причем быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем à присущая возрасту ранимость организма.

Поэтому следует  уделять большое внимание здоровью + систематический учет развития, чтобы своевременно обнаружить соответствие возрасту либо отставания в развитии.

Существуют закономерности, которые необходимо учитывать при организации жизни и воспитания детей раннего возраста:

  1. Взаимообусловленность физического и психического: умственное развитие зависит от физического состояния и настроения. Если дети легко утомляются, это приводит к капризам, конфликтам.
  2. Повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность (заплачет один, и сражу же другой).
  3. Сенсомоторная потребность – потребность во внешних запечатлениях, ощущениях и движениях.
  4. Потребность в общении со взрослым.
  5. Особенности ВНД (высшей нервной деятельности): недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы к воздействиям внешней среды, медленное нарастание работоспособности нервных клеток головного мозга. Поэтому особое внимание в раннем возрасте следует уделять режиму дня.
  6. Подражательность речи взрослого.