Лучшие практики оказания ранней помощи детям — инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья

Полезная информация по ранней помощи

Тестовая рубрика

Денисова О.А.,

д.п.н., профессор, зав.кафедрой дефектологического образования ЧГУ,

директор РУМЦ СЗФО ЧГУ, член экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при ГД РФ

Леханова О.Л.,

к.п.н., доцент кафедры дефектологического образования ЧГУ,

зам. директора  РУМЦ СЗФО ЧГУ,

 

Лучшие практики оказания ранней помощи детям — инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья

 

Актуальность: Ранняя коррекция отклонений в развитии детей является приоритетной во всем мире. В России проблема оказания ранней помощи детям — инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья входит в число научных интересов дефектологов с конца 90-х годов прошлого столетия. В настоящее время имеющиеся научные данные о социальной и экономической целесообразности раннего начала коррекционно-педагогической работы с детьми данной группы легли в основу государственных инициатив  в сфере определения задач и направлений работы с  детьми раннего и преддошкольного возраста в субъектах РФ, в т.ч. государственной концепции ранней помощи детям группы риска, детям с инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и их семьям на период до 2020 года. В связи с этим в словарь специалистов прочно вошла такая терминология, как — раннее вмешательство, ранняя помощь,  абилитация и т.д.

Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью за рубежом (международный уровень).

В современных зарубежных работах, посвящённых проблеме ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, могут быть выделены следующие лучшие практики ранеей помощи детям с ОВЗ и инвалидностью:

—  программа «раннего вмешательства» (IDEA), принятая конгрессом США в 1986 году законом PL-99-457;

— опыт реализации програм­м раннего вмешательства в условиях Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Ирландии, Норвегии, Португалии,  США, Фин­ляндии, Швеции и др.

— зарубежные программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет»; Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет; программа «Каролина» для детей (от рождения до 2 лет; Гавайский профиль раннего обучения; Мюнхенская функциональная диагностика; Программа ранней диагностики развития «Тандем» (Голландия); Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия); Программа «Высокий старт», Программы IDEA, NEILS, TEIS  (США).

Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в России (федеральный уровень).

С  начала   70-80 годов Институт коррекционной педагогики Российской академии наук (ИКП РАО) разрабатывает концепцию раннего выявления и коррекции различных отклонений в развитии детей первых трех лет жизни. Сотрудниками ИКП РАО Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской, С.М. Хорош, Л.И. Солнцевой проведен цикл экспериментальных исследований в области раннего выявления сенсорных нарушений  и организована  система коррекционных занятий с детьми первых лет жизни.

В 1992 году в России в Санкт-Петербурге был создан институт раннего вмешательства (ИРАВ). Л. Чистович разработана программа «Абилитация младенцев», являющаяся составной частью целевой медикосоциальной программы Санкт-Петербурга «Дети-инвалиды». С 2001 г. Санкт-Петербург в рамках проекта Таис «Партнерство в сфере образования, здравоохранения и социального развития» был выбран в качестве модельного региона для России в области раннего вмешательства. Сотрудниками института, при поддержке коллег из Великобритании, США, Норвегии, Финляндии, Швеции, отработаны скрининговые методы выявления детей с нарушением развития, методы точной оценки слуха и зрения, программы раннего вмешательства для детей группы биологического риска и детей с нарушением развития (детей с синдромом Дауна, церебральным параличем, с множественными нарушениями, с социально-эмоциональными нарушениями и др.),   началась отработка программы раннего вмешательства для детей из семей социального риска (семей выпускников детских домов). Большое внимание уделяется профессиональной и социальной поддержке семьям, имеющим детей –инвалидов; многодетным мамам; женщинам, живущих в сложных социальных условиях.  Успешным при­знан опыт Санкт-Петербургской социальной программы «Абилитация младенцев», программа «Лонгитюд». В Санкт-Петербурге созданы  регио­нальная Ассоциация психического здоровья младенцев и лекотеки — библиотеки игрушек для детей с особыми потребностями.

В программе «Абилитация младенцев» (Кожевникова Е.В., Чистович Л.А., 1993 г.) содержание раннее помощи включает три раздела: первый — организация скрининга младенцев; второй — определение уровня развития; третий — создание (в рамках города) усло­вий для стимуляции и развития детей с отставаниями или риском отставания в развитии.  Содержанием ранней коррекции отклоняющегося развития является: скрининговое обследование новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка; расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках; целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка группы риска по мету его жительства со стороны педиатра; проведение дифференциальной диагностики отклонений в развитии; оказание психолого–педагогической помощи родителям, воспитывающим проблемного ребенка; раннее начало систематической коррекционной работы; организация целенаправленной подготовки и переподготовки специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста.  Раннее вмешательство рассматривается как социальная программа для детей от рождения до трех лет с отставанием и риском отставания, где отводится большая роль семье, матери в ре­ализации индивидуальной программы развития ребенка.

С середины 80-х годов в нашей стране разрабатывается комплексный физиолого-психолого-педагогический подход к изучению, обучению и воспитанию детей с нарушениями в развитии привел отдельных специалистов ИКП РАО к постановке проблемы ранней педагогической коррекции. С 1992 г. сотрудники ИКП РАО признали одним из важнейших направлений реконструкции отечественной системы специального образования – создание службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Н.Н Малофеев).

В 1999г. на базе ИКП РАО создан «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии», который возглавила Ю. А. Разенкова. В результате был поддержан на Федеральном уровне проект Программы единой государственной системы раннего выяв­ления и ранней специальной помощи детям с отклонениями в развитии. В Москве реализация государственной Программы проходила в косультативно-диагностическом центре ИКП РАО; в Центре ранней диагностики и специальной помощи МО России; в центре «Малыш»; в центре «Лечебной педагогики» и некоторых других. Общим выводом о результате анализа данного опыта является признание необходимости и экономической целесообразности встраивания системы ранней помощи в имеющуюся образовательную систему путем расширения функций образовательных учреждений (Разенкова Ю.А.). В настоящее время разрабатывается феде­ральная система ранней помощи (Разенкова Ю.А.).

В настоящее время понятие «ранняя помощь» включает систему различных мероприятий, направленных на развитие детей раннего возраста с уже выявленными проблемами развития или риском их появления, и мероприятий, ориентированных на поддержку родителей. Согласно признанным в России и за рубежом принципам , современная система специального образования (Малофеев Н.Н.) призвана решать следующие  задачи:

  1. Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка.
  2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающие как неспецифические, так и специфические компоненты.
  3. Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка.
  4. Расширение временных границ специального образования: нижняя граница- первые месяцы жизни.
  5. Наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями, уровень жизненной компетенции ребенка.
  6. Более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которые в большинстве случаев не требуются в образовании нормально развивающегося ребенка.
  7. Значительно более глубокую, чем в массовом образовании, дифференциацию и индивидуализацию обучения, особую организацию образовательной среды.

Исследования ученых института коррекционной педагогики РАО (Малофеев Н.Н., Стребелева Е.А., Разенкова Ю.А. и др.) позволили выдвинуть стратегию комплексного подхода к проблеме диагностики и ранней коррекционной помощи, включающего:

—  скрининговое обследование всех новорожденных в родильных домах с указанием фактора риска в карте развития ребенка;

— расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках;

— целенаправленное наблюдение за темпом физического развития ребенка группы риска по месту его жительства со стороны педиатра, логопеда, психолога;

— создание «команды» специалистов для выявления характера отклонений;

— организация «центров детства» в целях ранней диагностики и ранней коррекции отклоняющегося развития с опорой на медико-психолого педагогическую работу с проблемным ребенком и оказание психолого-педагогической поддержки родителям;

— ранее начало систематической коррекци­ей работы, в том числе и в группах кратковременного пребывания при специализированных дошкольных учреждениях;

— целенаправленная подготовка и переподготовка специалистов разных профилей для комплексной коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Одной из значимых в практическом аспекте научно-исследовательских практик является  модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии, предложенная ИКП РАО и  состоящая из 4 блоков:

1 блок – скрининговые обследование детей первого года жизни проводимая в роддоме. В выписке отмечается фактор риска. Основная цель – это выявление всех детей группы риска.

2 блок – дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах. Основная цель – определение структуры дефекта, виды специальной коррекционной помощи.

3 блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии.

4 блок – подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии.

К лучшим научно-исследовательским практикам ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в РФ можно отнести:

—  разработанные методы оценки  степени и характера слухового и зрительного восприятия детей младенческого и раннего возраста (З.С. Алиева, М.Э. Бернадская, Л.П. Григорьева, Н.Н. Зислина, Л.А. Новикова, Н.В. Рыбалко, В.А. Толстова, Л.И. Фильчикова);

— описанную и внедряемую на уровне субъектов РФ систему работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития и коррекционно-развивающих игр для занятий с детьми первого года жизни, описание научно-методического и ресурсного обеспечения ранней помощи (Ю.А. Разенкова);

— подход, позволяющий  выявить отклонения в психическом развитии детей раннего и дошкольного возраста, определить пути ранней психолого-педагогической реабилитации (Е.А. Стребелева);

— дифференцированный подход к смягчению аффективных трудностей аутичного ребенка, методика холдинг-терапии (Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг);

— систему психологического консультирования семей с особыми детьми, содержательные аспекты профилактической работы с родителями (З.М. Дунаева, О.С. Никольская, Л.И. Плаксина, Е.А. Стребелева, Г.В. Чиркина);

— содержание коррекционных занятий по развитию речи, ориентировке в пространстве, формированию неречевых средств общения у детей раннего возраста с нарушением зрения (Л.И Плаксина, И.В. Новичкова);

— показатели ранней речевой недостаточности, обоснованы направления превентивного и коррекционного воздействия в условиях специализированных групп детского сада (Г.В. Чиркина, И.В. Карпухина, Л.П. Савина, А.В. Сенчило и др.);

— необходимость создания региональных систем мер раннего выявления нарушений и помощи родителям, имеющим детей раннего возраста (О.А Денисова. Л.М. Кобрина и др.).

В связи с ФЗ № 273 и принятием стандарта ФГОС ДО (Приказ №1155 от 17 октября 2013 г.) работа с детьми младенческого и раннего возраста предусматривается в дошкольных образовательных организациях. В 2014 г. в инновационном общеобразовательном программном документе для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», где прописаны особенности и особые образовательные потребности детей с нарушением слуха младенческого и раннего возраста, представлены целевые ориентиры образования для этой категории детей, сформулирована система оценки результатов освоения Программы, диагностика, содержание психолого-педагогической работы с детьми по видам деятельности и образовательным областям (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие). Кроме этого предусматривается обязательная коррекция нарушений развития. Этот программный документ предназначен для  использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ. Для специалистов дошкольных организаций, реализующих инклюзивную практику в 2016-2017 г.г. разработаны практиками и представлены СУВАГ проекты примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста.

Определяя важность абилитационной работы с детьми раннего возраста Правительство утвердило Концепцию развитие ранней помощи на период до 2020 г. (31.09.2016 №1839-р). Целью Концепции является разработка основных принципов и положений для создания условий предоставления услуг ранней помощи на межведомственной основе, обеспечивающих раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.

Достижение вышеуказанной цели связано с решением следующих задач: разработка нормативно-правовой и методической базы по организации ранней помощи с учетом лучшего отечественного и зарубежного опыта; переход от частных моделей организации ранней помощи в отдельных регионах к созданию единой системы ранней помощи с учетом региональных особенностей; формирование условий для развития программ ранней помощи в субъектах Российской Федерации.

Приоритетными направлениями деятельности по решению указанных задач являются: создание правовых основ ранней помощи; методическое обеспечение создания и функционирования программ ранней помощи; совершенствование механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, и определение критериев их включения в программу ранней помощи; обеспечение своевременного начала оказания ранней помощи детям целевой группы; обеспечение территориальной и финансовой доступности ранней помощи для детей целевой группы и их семей; обеспечение доступности для детей целевой группы и их семей полного спектра необходимых услуг ранней помощи; обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи с учетом современных технологий в рамках междисциплинарной команды специалистов;  обеспечение постоянного повышения уровня квалификации специалистов, предоставляющих услуги ранней помощи; обеспечение управления качеством услуг ранней помощи и создания критериев оценки эффективности оказанных услуг; создание информационной региональной базы детей, включенных в программу ранней помощи; организация мониторинга оказания ранней помощи детям целевой группы и их семьям.

Министерством труда и социальной защиты РФ совместно с Министерством образования и науки РФ, Министерством здравоохранения РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, экспертным сообществом в рамках Концепции осуществлена проработка вопроса о необходимости развития ранней помощи детям группы риска, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями, о важности сопровождения их семей. В концепции рассмотрены вопросы методического обеспечения работы в субъектах Российской Федерации по этому направлению и проанализирована информация, полученная из 76 субъектов РФ, о существующей в настоящее время в регионах практик оказания ранней помощи детям-инвалидам и детям группы риска. Членами рабочей группы были сделаны выводы, что в 29 субъектах РФ реализованы программы Фонда «Раннее вмешательство» и «Право быть равным», предусматривающие оказание ранней помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам и семьям, их воспитывающим; в 45 регионах ведется работа по раннему выявлению и профилактике инвалидности у детей на основе межведомственного взаимодействия, механизм которого определяется с учетом выбора координирующего ведомства. В настоящее время  подходы к оказанию ранней помощи в регионах различны, и в части случаев соответствующие услуги оказываются в недостаточном объеме для коррекции нарушений в развитии ребенка, при этом не соблюдаются принципы непрерывности и семейной ориентированности ранней помощи; отсутствуют единые подходы, нормы и стандарты организации предоставления услуг ранней помощи и координации деятельности различных ведомств при ее организации.

Результатом реализации Концепции станет сформированная к 2020 г. система мер, направленных на создание во всех субъектах РФ условий для оказания услуг ранней помощи детям младенческого и раннего возраста, детям входящим в группу риска. Реализацию мероприятий настоящей Концепции, ее финансовое обеспечение, проведение работ по подготовке методических материалов, проектов типовых документов, моделей межведомственного взаимодействия при организации ранней помощи и сопровождения, анализ и внедрение уже имеющихся методических материалов осуществляется в рамках реализации государственной программы РФ «Доступная среда»  на 2011 — 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы».

В 2016 г. АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и  ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва) подготовили и представили лучшие отечественные практики по профессиональной поддержке и сопровождению специалистов, оказывающих раннюю психолого-педагогическую помощь семьям детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от рождения до 6-7 лет.; обобщили опыт регионов по проектированию и созданию системы ранней помощи ребенку с ОВЗ в образовательном пространстве; описали базовые организационные модели ранней помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, разработанные  на основе положений Федерального закона № 273 «Об образовании  в РФ» (2012 г.); предложили методы диагностики развития детей первых лет жизни; обосновали профилактический, коррекционный и компенсаторный подходы в системе ранней и дошкольной помощи.

 Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в Вологодской области  (региональный уровень).

         В настоящее время научно обосновано и определено, что при организации и проведении абилитационных мероприятий необходимо сочетание психолого-педагогических и медико – профилактических мероприятий, разработанных с учетом специфики  развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилитационной работе различных специалистов и семьи (Л.М. Кобрина, 1997).

Денисова О.А. и Кобрина Л.М. (2010) указывают, что абилитационная работа в регионах предполагает комплексное привлечение специалистов  к подробному и глубокому изучению особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста; разработку региональных систем абилитационных мер;  создание региональных служб выявления нарушений у детей раннего возраста в дальних населенных пунктах;  организацию региональных служб помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с нарушением развития, организацию в регионах профилактической помощи потенциальным матерям «группы риска»; семьям, имеющим детей раннего возраста; разработку всеми привлекаемыми в регионах службами критериев детального изучения психического, сенсорного и моторного развития; создания региональной системы обследования, наблюдения и коррекционной работы с детьми данной группы.

Как указывает Ю.А. Разенкова, создаваемая в регионах система раннего вмешательства должна опираться на родителей. Всем учреждениям:  различным центрам, психолого-медико-педагогическим комиссиям, группам кратковременного пребывания, детским поликлиникам необходимо взаимодействовать с родителями и привлекать их.

Насущная необходимость объединения различных специалистов, оказывающих помощь ребенку на ранних этапах его развития, осуществляющих наблюдение за детьми первого года жизни, может быть реализована в Региональном центре абилитационной помощи детям раннего возраста. Такие Центры могут быть организованны на базе детского дошкольного, медицинского или социального учреждения.

Цель работы регионального центра – создание целостной системы ранней абилитационной помощи детям первого года жизни. Основным принципом работы регионального центра является комплексный подход к абилитационной работе, что означает:

  • сочетание раннего выявления детей с нарушением развития среди детей группы «высокого риска», раннего начала коррекционной работы, что в совокупности обеспечивает всестороннее развития детей первого года жизни;
  • сочетания медицинской профилактической и коррекционной развивающей помощи семьям и детям;
  • сочетание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушенияразвития с обучением родителей.

Обобщение  лучших практик ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в Вологодской области позволяют выделить следующие ключевые сферы эффективной работы:

  1. Опыт подготовки кадров для системы работы с детьми раннего возраста, реализуемый Череповецким государственным университетом.

Кафедра дефектологического образования ЧГУ реализует разные формы подготовки специалистов для ранней работы с детьми — инвалидами и детьми, имеющими ОВЗ, в т.ч.:

— Разработаны, прошли апробацию и рекомендованы на федеральном уровне программы КПК от 36 до 144 часов.

— Разработана и рекомендована экспертами для внедрения программа профессиональной переподготовки «Абилитационная работа с детьми раннего возраста» (от 250 до 500 часов).

— Разработана, реализуется, пролицензирована, рекомендована  на федеральном уровне, полностью обеспечена методическими и учебными разработками профессорско-преподавательского состава ЧГУ магистерская программа «Абилитационная работа с детьми раннего возраста». Программа реализуется с 2015 года. Выпускники программы эффективно внедряют сформированные компетенции и работают в системе соцзащиты, здравоохранения и образования Вологодской области.

Опыт кафедры дефектологического образования ЧГУ в сфере подготовки специалистов для ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в сфере ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью отражён:

— в учебниках и учебных пособиях для подготовки специалистов, выпущенных центральными федеральными издательствами;

— в научных и методических статьях и разработках, включённых в международные и российскую библиотеки научных баз данных;

— в методических разработках и проектах, внедряемых в практику работы учреждений соцзащиты,  образования и здравоохранения Вологодской области, включённых в описанные ниже региональные лучшие практики ранней помощи.

  1. Сформированный региональный опыт ранней помощи в областных учреждениях соцзащиты, прежде всего опыт РЦ для детей и подростков с ОВЗ «Преодоление».

Так в БУ СО ВО «Преодоление» функционирует отделение раннего вмешательства. В настоящий момент в отделении работают 10 детско-родительских групп психолого-педагогической направленности. Еженедельно группы посещают 67 семей. Работа в группах направлена на эмоциональное, речевое, когнитивное, социальное, физическое развитие детей, их социализацию, а также расширение круга общения семей и преодоление их социальной изоляции. Кроме групповых проводятся индивидуальные занятия по развитию речи, познавательной сферы, мелкой моторики, по формированию навыков альтернативной коммуникации, по развитию движений, развитию навыков самообслуживания.

  1. Региональный опыт ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, реализованный в учреждениях образования Вологодской области (группы кратковременного пребывания для детей данной категории, ранняя помощь на базе центров ППМСС, консультативная помощь детям с ОВЗ и инвалидностью в рамках функционирования региональных консультационных центров, в т.ч. на базе МАДОУ «Детский сад № 77»).
  2. Региональный опыт разработки региональной модели ранней помощи, реализованный лабораторией инклюзивного образования ФГАО ДПО «Вологодский институт развития образования«.

ВИРО была разработана и представлена на экспертном  совете модель ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.

  1. Региональный опыт реализации программ ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в рамках программ профилактики правонарушений и социального сиротства несовершеннолетних БФ ПАО «Северсталь» «дорога к дому», реализованный в рамках проекта «С первых дней».

Проект «С первых дней» благотворительной программы «Дорога к дому» был реализован на средства компании «Северсталь» в 2015-2017 году на базе детских поликлиник г. Череповца при активном участии специалистов кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета.

В целом, можно выделить выполнение  определенных функций каждым участником региональной системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в пределах своей компетенции:

  • учреждения системы здравоохранения отвечают за выявление младенца с отставанием или риском отставания в развитии, а также за раннюю плановую и (или) экстренную медицинскую коррекцию;
  • учреждения образования обеспечивают определение уровня развития ребенка, проектирование индивидуальных программ раннего образования, обучение и консультирование семьи, оказание помощи в реализации развивающих программ в условиях семьи и в условиях педагогической среды с учетом особых образовательных потребностей малыша;
  • учреждения социальной защиты реализуют психологическую и правовую поддержку семьи;
  • опорный вуз осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для региональной системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, обобщает и описывает лучшие практики, осуществляет разработку и внедрение инновационных подходов в данной сфере.

В настоящее время в РФ работа по созданию служб ранней помощи продолжается как на федеральном, так и региональных уровнях. В целом, достигнуто чёткое понимание относительно особенностей развития детей с нарушением развития в раннем возрасте, о путях выявления патологии и методах комплексной помощи таким детям и их семьям. Государственная политика в сфере ранней помощи детям с нарушением развития ориентирована на разработку и внедрение регламентов, закрепляющих достигнутые успехи и определяющих перспективы ранней диагностики и коррекции нарушений.

Итак, ранняя детям с ОВЗ и инвалидностью на международном, федеральном и региональном уровне входит в число приоритетов.

 

Предложения:

  1. Необходимо осуществлять планомерную и постоянную подготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих оказание ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в учреждениях образования, соц. защиты и здравоохранения Вологодской области.
  2. Необходимо развивать формируемый в регионе опыт межведомственного взаимодействия специалистов образования, соц. защиты и здравоохранения.
  3. Необходима обеспечить привлечение учёных к разработке и реализации региональной концепции ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, разработке научно-обоснованного методического инструментария для специалистов и родителей детей данной категории.
  4. Необходимо использовать научный потенциал ЧГУ для осуществления качественного экспертирования разрабатываемых и реализуемых региональных проектов по ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью.