Комплекс упражнений с гимнастическим мячом для детей с ДЦП
Консультации инструктора по физической культуре
Тестовая рубрика
Упражнения с гимнастическим мячом направлены на развитие вестибулярного аппарата и координации.
Основные упражнения:
- Исходное положение лежа на животе, руки чуть согнуты в локтях, упираются ладонями в пол; ноги, чуть согнуты и разведены в стороны, носочки зафиксированы на полу. Выполняем перекатывания на мяче вперед – назад.
Внимание! В том случае если рост ребенка недостаточен для фиксированного упора ногами и руками ему требуется постоянная помощь инструктора!
Пояснение № 1: дети среднего школьного возраста, имеющие легкую форму поражения, способны после показа выполнять упражнение самостоятельно, опираясь и толкаясь с двух сторон руками и ногами. Например: после легкого толчка ногами в перед, ребенок, перекатываясь, поддерживает себя руками.
Пояснение № 2: дети с тяжелой формой поражения выполняют данное упражнение только со специалистом и при отсутствии противопоказаний к выполнению! Во время выполнения специалист удерживает двумя руками ребенка в области таза.
При тяжелых формах ДЦП или же если рост ребенка недостаточен, упражнение можно разбить на две части:
— ребенок перекатывается только вперед, стараясь правильно поставить ладони на пол, и затем, сгибая руки, отталкивается от пола.
— ребенок перекатывается назад, правильно ставит ноги для толчка, затем толкается.
На начальном этапе, перекатывания выполняются с помощью специалиста. Далее, ребенок старается, как можно самостоятельнее выполнять упражнение.
- Исходное положение лежа на животе. Ребенок руками и ногами обхватывает мяч. Специалист, фиксируя ребенка в области бедер, круговыми движениями раскачивает его на мяче. Скорость выполнения упражнения может быть увеличена специалистом.
- Исходное положение лежа на животе. Ребенок руками и ногами обхватывает мяч. По команде специалиста, он выпрямляет вверх ноги и руки. Количество выполнений: от трех до десяти раз.
Внимание! При выполнении данного упражнения требуется постоянная мануальная помощь инструктора!
- Исходное положение спиной на мяче. Руки и ноги опускаются в низ. Перекатывания на мяче вперед – назад.
Внимание! Упражнение выполняется в присутствии специалиста! Во время выполнения специалист руками удерживает ребенка в области бедер!
Упражнение состоит из двух частей:
— перекат вперед
— перекат назад
Перекат вперед: до начала выполнения упражнения ребенок старается, как можно больше выпрямить руки. За выпрямлением рук ребенка осуществляется визуальный контроль специалиста. Ребенок, перекатываясь вперед, обе руки фиксирует на полу ладонями в низ. Движение в обратную сторону проходит с мануальной помощью специалиста и осуществляется только после того, как ребенок оттолкнулся руками.
Перекат назад: ноги ребенка прямые. Ребенок, перекатываясь назад, обе ноги, старается поставить на стопы. Движение в обратную сторону проходит с мануальной помощью специалиста и осуществляется только после того, как ребенок оттолкнулся ногами.
- Исходное положение сидя на мяче. Обе руки с двух сторон опираются в мяч, ладони вниз. Ноги прямые, колени разведены в стороны. Специалист находится лицом к ребенку, руками удерживает его за плечи или бедра.
— покачивания вправо – влево
— покачивания вперед – назад
— круговые покачивания
Внимание! Упражнение выполняется только в присутствии взрослого! Во время выполнения взрослый руками удерживает ребенка в области бедер или плеч!
На начальном этапе, покачивания выполняются с помощью специалиста. Далее, ребенок старается, как можно самостоятельнее выполнять упражнение. Не смотря на то, что ребенок способен самостоятельно выполнить это упражнение присутствие специалиста обязательно!
- Исходное положение ребенок лежит на спине, обе ноги на мяче. Перекатывание мяча одной и двумя ногами.
Пояснение № 1: перекатывание мяча двумя ногами необходимо выполняется синхронно.
Пояснение № 2: при особо тяжелых формах упражнение можно упростить, до фиксации ног на мяче.
Количество выполнений зависит от степени поражения ребенка, его подготовленности, а также количества детей и инструкторов в группе. Рекомендуемое число повторений одного упражнения минимум три раза.
Занятие на мяче в группе
- Исходное положение дети лежат на животе, лицом друг к другу, под грудь подложены валики. Руки прямые. Игра: толкни мяч соседу. В выполнении могут принимать участие от двух до десяти детей.
Пояснение: в игре могут принимать участие дети с различными формами ДЦП. Толчок мяча осуществляется руками. Во время толчка, ноги не двигаются, не поднимаются вверх! Траектория мяча: по прямой или по кругу в обоих направлениях.
- Исходное положение дети сидят напротив друг друга, на не большом расстоянии. Ноги прямые, разведены в стороны. Игра: «Толкни мяч».
Пояснение: расстояние между детьми зависит от возраста и физических возможностей ребенка. Данная игра рекомендуется для детей с легкой формой поражения, способных уверенно сидеть.
- Мяч может использоваться в качестве элемента полосы препятствий.
Рекомендуемое положение ребенка при выполнении: на животе. При выполнения данного упражнения ребенку необходима мануальная помощь специалиста.
Все упражнения входящие в данный комплекс, рекомендуется проводить в игровой форме. Правила игр должны быть как можно более простыми. Основу игр должны составлять взаимопомощь и сотрудничество, основная цель деятельности специалиста направлена на улучшение индивидуальных результатов у ребенка, увеличению двигательной активности, а не на победу над кем-либо.