Физическое развитие детей с нарушениями слуха

Консультации инструктора по физической культуре

Физическое развитие детей с нарушениями слуха имеет некоторые особенности, связанные со снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппарата. У детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у них отмечается отставание в сроках удержания головы, позднее овладение ходьбой. Очень часто дети с нарушенным слухом не умеют бегать, прыгать, лазать, подражать простейшим движениям взрослых. Сформированные движения характеризуются нарушением координации, ориентировки в пространстве, боязнью высоты, замедленностью движений. По данным А.А. Коржовой, слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполняют задания на сохранение статического равновесия. Также многие исследования отмечают следующие особенности в физическом развитии детей раннего возраста:

  • нарушения моторики, шаркающая и шаткая походка, излишний шум при выполнении действий;
  • более низкие, по сравнению с нормой, показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки;
  • мышечная слабость, снижение тонуса мышц, вегетативные расстройства.

Основные формы физического воспитания для детей с нарушениями слуха

Утренняя гимнастика Утренняя гимнастика благоприятно воздействует на весь организм, повышает его работоспособность, формирует правильную осанку, походку, осуществляет профилактику плоскостопия. Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следующая последовательность: ходьба, бег, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения. Продолжительность утренней зарядки колеблется от 4 до 12 минут, в зависимости от возраста.

Примерный комплекс упражнений утренней гимнастики для детей с нарушенным слухом

  1. Дыхательное упражнение: и.п. стойка сомкнутая, 1 – поднимая плечи вверх сделать вдох, 2 – опуская плечи вниз, выполнить выдох через сложенные трубочкой губы (не надувая щек). Повторить 6 раз.
  2. И.п. упор присев, 1 — встать, руки вверх, прогнуться, левую ногу отвести назад-вверх, 2 — и.п., 3 – встать, руки вверх, правую ногу отвести назад-вверх, 4 — и.п. Повторить 6 раз.
  3. И.п. стойка ноги врозь, руки в стороны. 1- наклон в сторону к правой ноге, 2 – и.п., 3 – наклон в сторону к левой ноге, 4 – и.п. Повторить 8 раз.
  4. И.п. – упор, сидя, сзади. 1 – поднять левую ногу вверх, 2-и.п., 3 – поднять левую ногу вверх, 4 – и.п. Повторить 8 раз.
  5. «Самолет». И.п. упор стоя на коленях. Отвести правую ногу назад, коснуться тазом пятки левой ноги, выпрямиться, руки в стороны. Смотреть вперед. Удержать 5 секунд. Повторить 3 раза на каждую ногу.
  6. «Лодочка». И.п. лежа на животе, руки вперед ладонями вниз. 1 – поднять одновременно руки и ноги вверх – удерживаем 5 секунд, 2 – И.п. Повторить 4 раза. Если ребенку трудно выполнить, взрослый помогает удерживать руки и ноги.
  7. И.п. стойка сомкнутая, руки на поясе. Прыжки на двух ногах вперед, назад, вправо, влево в течение 30 секунд. Первые прыжки необходимо выполнять в медленном темпе.

Подвижные игры. Подвижные игры позволяют стимулировать активную деятельность детей во время занятий. В процессе проведения подвижных игр у детей с нарушением слуха развивается и совершенствуется точность движений, формируется реакция на словесный или звуковой сигнал.

Физминутки. Физминутки прекрасно снимают напряжение во время занятий, предупреждают появление утомления, повышают работоспособность. Упражнения организовываются взрослым и могут выполняться как вместе с ним, так и самостоятельно. Длительность физминутки – 3-5 минут, в нее включают несколько упражнений, которые обычно носят игровой характер, или подвижная игра.

На занятиях по физическому воспитанию детей с нарушениями слуха широко проводится коррекционная работа, направленная на устранение недостатков в двигательном развитии детей и на формирование словесной речи детей. В занятия включается комплекс двигательных гимнастических упражнений, способствующих нормальному развитию у детей с нарушением слуха грудной клетки и органов дыхания. Сюда входят голосовые и двигательные упражнения, фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика — это выполнение ребенком определенных движений в сочетании с проговариванием различных составляющих речи: звуков, слогов, слов и фраз.  При этом ребенок регулярно выполняет тренировочные упражнения для развития речедвигательного анализатора, учится правильно воспринимать и воспроизводить ритмико-интонационную и слоговую структуры слова.

Одновременно с развитием движений осуществляется работа по развитию слухового восприятия. Ребенок учится различать звуковые сигналы и соотносить их с движениями. К примеру, аккорд или удар барабана может служить сигналом к началу выполнения упражнений. Многие гимнастические упражнения обязательно выполняются под музыку. Дети учатся танцевать, петь песни, играть под музыку.

Во время занятий по физической культуре дети обязательно должны общаться посредством словесной речи. Каждое новое движение сначала показывается детям без словесного сопровождения, упражнение воспроизводится детьми по подражанию. После того как ребенок хорошо усвоит движение, взрослый вновь показывает знакомое движение, но уже проговаривая словесную инструкцию. Далее сначала взрослый проговаривает движение и только потом повторяет его. В дальнейшем все разученные детьми движения выполняются исключительно по словесной инструкции. Речь взрослого должна быть немногословной и включать в себя минимум слов и фраз, который нужен для точного выполнения упражнений.

Важно также помнить, что детям с нарушениями слуха на всех этапах развития при выполнении физических упражнений необходима помощь взрослого в виде показа, причем детям дается образ движения в целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Может требоваться и страховка, так как многие дети имеют нарушения равновесия – взрослый должен поддерживать ребенка при выполнении координационно трудных упражнений для предотвращения возможных травм.

Противопоказаний для занятий спортом у детей с нарушениями слуха почти нет. Для слабослышащих противопоказаниями являются те виды спортивной деятельности, которые связаны с высоким уровнем шума, вибрацией, сотрясением, натуживанием при выполнении силовых упражнений: они могут спровоцировать прогрессирование тугоухости.

Дети с нарушениями слуха не имеют серьезных ограничений в тех видах физкультурно-спортивной деятельности, которые требуют высокого уровня координации движений,  могут заниматься различными видами спорта: всеми видами легкой атлетики, борьбой, спортивными играми (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и т.д.), тяжелой атлетикой, плаванием, фехтованием, аэробикой и танцами, лыжными гонками, туризмом.

Для людей с нарушениями слуха проводятся Сурдлимпийские игры. Для участия в них спортсмен должен иметь потерю слуха не менее 55 дБ на лучшее ухо. Использование слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов во время соревнований не разрешается. Звуковые сигналы не используются, вместо них применяются визуальные. Сурдлимпийские игры бывают летние и зимние, включают индивидуальные и командные соревнования. К индивидуальным летним видам спорта относятся: бадминтон, лёгкая атлетика, боулинг, гольф, велоспорт-шоссе, вольная борьба, греко-римская борьба, дзюдо, каратэ, маунтинбайк, настольный теннис, плавание, спортивное ориентирование, пулевая стрельба, теннис, тхэквондо. К командным — баскетбол, волейбол, пляжный волейбол, футбол, гандбол. К индивидуальным зимним видам спорта относятся: горнолыжный спорт, лыжные гонки, сноуборд, к командным — кёрлинг, хоккей с шайбой.

Таким образом, в плане физического развития и занятиям спортом у детей с нарушениями слуха есть значительные перспективы.