1 год
Ранний возраст
Тестовая рубрика
Ориентировочные показатели нервно-психического развития 1 первого года жизни
Возраст |
Зрительные ориентировочные реакции |
Слуховые ориентировочные реакции |
Эмоции |
Движения рук и действия с предметами |
Движения общие |
Подготовительные этапы развития |
Навыки и умения в процессах |
||
Понимаемая речь | Активная речь | ||||||||
10 дней |
Удерживает в поле зрения движущиеся предметы (ступенчатое слежение) |
Вздрагивает и мигает при резком звуке |
|||||||
18-20 дней |
Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) |
Успокаивается при сильном звуке |
|||||||
1-й месяц |
Появляется плавное прослеживание движущегося предмета |
Прислушивается к звуку и голосу взрослого |
Первая улыбка в ответ на разговор взрослого |
Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову |
|||||
2-й месяц |
1.Длительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете
2.Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (на расстоянии до 1 м) |
Поворачивает голову к источнику длительного звука | Быстро отвечает улыбкой на разговор | Лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову (1-2 мин) | Произносит отдельные звуки | ||||
3-й месяц |
Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом помещении | Отчетливое слуховое сосредоточение | В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек. Звуками (комплекс оживления) | Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью
|
1.Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечье, высоко подняв голову
2.При поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах 3.Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого |
||||
4-й месяц |
Узнает мать (радуется) | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется | Захватывает подвешенную игрушку | Гулит | Придерживает руками грудь или бутылочку во время кормления | |||
5-й месяц |
Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует) | 1.Узнает голос матери
2.Различает строгую и ласковую интонацию речи |
1.Четко берет игрушку из рук взрослого
2.Удерживает в руке игрушку |
1.Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук
2.Переворачивается со спины на живот 3.ровно устойчиво стоит при поддержке подмышки |
Подолгу певуче гулит | Ест с ложки густую и полугустую пищу | |||
6-й месяц |
По-разному реагирует на свое и чужое имя |
Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую |
1.Переворачивается с живота на спину 2.Пытается ползать |
Произносит отдельные слоги (начало лепета) |
Хорошо ест с ложечки, снимая пищу губами |
||||
7-й месяц |
Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее |
Хорошо ползает |
На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте |
Подолгу лепечет |
Пьет из чашки, которую держит взрослый |
||||
8-й месяц |
Игрушками занимается долго, подражает действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.) |
1.Самостоятельно садится, сидит, ложится 2.Встает, держась за барьер, стоит и опускается 3.Переступает, держась за барьер |
1.На вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянных местах 2.По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа, например, «ладушки», «дай ручку») |
Сам держит корочку хлеба (сухарик) |
|||||
9-й месяц |
Плясовые движения под плясовую мелодию |
Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит) |
Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь руками |
1.На вопрос «Где?» находит и достает предмет из множества игрушек 2.Знает свое имя |
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете |
1.Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками 2.Спокойно сидит на горшке |
|||
10-й месяц |
Самостоятельно и по просьбе выполняет различные действия: открывает, закрывает, достает, выкладывает и пр. |
Поднимается на невысокую поверхность и сходит с нее |
По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы |
Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лексиконе |
|||||
11-й месяц |
Овладевает новыми действиями и начинает выполнять их по просьбе взрослого, накладывает кубики, снимает и одевает кольца с большими отверстиями |
1.Стоит самостоятельно без опоры 2.Делает первые самостоятельные шаги |
Первые обобщения в понимаемой речи (по слову находит любой предмет, любую куклу, все машины) |
Произносит первые слова-обозначения (дай, на , ав, па, ба и пр.) |
|||||
12-й месяц |
Узнает на фотографии знакомого взрослого |
1.Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит…) 2.Переносит все действия, разученные с одним предметом, на другой (возит, кормит, баюкает и др.) |
Ходит самостоятельно без опоры |
1.Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отнеси, положи на место) 2.Понимает слово «нельзя» |
1.Легко подражает новым словам 2.Произносит до 10 облегченных слов |
Самостоятельно берет чашку и пьет |
|||