Что нужно, чтобы ребенок начал говорить?
Консультации специалистов
На что обратить внимание?
Обучающие
Рекомендации родителям
5 советов, как стимулировать ребенка использовать речь в общении с вами:
Принимайте все сигналы ребенка. Взгляд, улыбка, мимика, жест, интонация до поры до времени единственные способы ребенка обратиться к окружающему миру и к вам лично.
Активно используйте эти средства сами и обязательно принимайте их в качестве ответа ребенка. Если на ваш вопрос ребенку о том, чем бы он хотел заняться, тот просто принес вам книгу – это действие и есть его ответ. «Будем читать?» – уточняете вы и садитесь вместе с ним читать книжку
У ребенка должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении. Чтобы не объяснять этот постулат подробно, напомним всем известный анекдот про мальчика, который в семь лет вдруг сказал, что каша недосолена, а раньше совсем не говорил, потому что всё было в порядке.
В диалоге с ребенком настройтесь на одну с ним тему. Допустим, ребенок принес маме мяч, чтобы поиграть, а мама в ответ спрашивает, не хочет ли он на горшок. Это яркий пример того, что может мешать ребенку в следующий раз обратиться ко взрослому.
То, о чем вы говорите с ребенком (предмет, действие или событие, о которых идет речь), должно находиться в поле интересов ребенка.
Речь ребенка развивается в совместной деятельности с родителем. Чаще это игра, которая интересна ребенку. Например, можно бросать мяч в мусорную корзину и кричать «Бах!» и тогда гораздо больше шансов вызвать собственную речевую реакцию ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой просьбе взрослого сидит и сортирует предметы.
Научитесь понимать и правильно интерпретировать любые сигналы ребенка. Например, ребенок принес игрушку, с которой он обычно ходит гулять. Если доброжелательно и точно прокомментировать высказанную таким образом просьбу и правильно ответить ему, он снова и снова будет инициировать общение. Например, можно сказать: «Ты хочешь гулять? Сейчас соберемся, возьмем игрушку и пойдем!». Дети могут инициировать этот простой диалог много раз, и взрослому надо откликаться снова и снова, пока ребенок не усвоит этот вариант разговора о гулянии и игрушке.
Будьте отзывчивым собеседником для своего ребенка
Наличие отзывчивого собеседника и адекватной ситуации будет мотивировать малыша общаться с вами, а значит, будет поддерживать в нем желание говорить.
Подробнее о том, как формировать навыки общения и речи ребенка с синдромом Дауна вы можете узнать в пособии Даунсайд Ап «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна: пособие для родителей» в электронной библиотеке на сайте фонда.
*Материал подготовлен при поддержке Благотворительного фонда CSS