Что делать, если ребенок не говорит?

Без рубрики

Обычно, если ребенок не заговаривает к двум годам, родители начинают проявлять беспокойство и идут на прием к педиатру, неврологу. Часто, на практике, врачи советуют родителям подождать до трех лет, ибо до этого возраста ребенок вполне себе может «разговориться».

В большинстве случаев, диагнозы, связанные с расстройствами речевого развития, такие как ЗРР, ЗПР, сенсомоторная алалия и другие ставятся по достижению трехлетнего возраста.

Иногда действительно бывают случаи, когда ребенок заговаривает к трем годам. Но, как правило, у таких детей либо отсутствуют, либо имеются минимальные несоответствия их возрастной норме (не считая речи).

Когда у ребенка можно наблюдать особенности поведения, которые резко выделяют его среди сверстников наряду с отсутствием речи, это повод задуматься, проанализировать ситуацию, и ни в коем случае не ждать, когда ему исполнится три года или надеяться на «дозревание» коры его головного мозга.

1) Если ребенок не реагирует на ваш голос, не оборачивается, когда вы окликаете его по имени, не реагирует на шумы и звуки вокруг него, имеет смысл проверить его слух и провести аудиометрию, чтобы исключить возможность глухоты.

2) Необходимо удостоверится, что у ребенка отсутствуют патологии речевого аппарата, такие как дизартрия, апраксия.

3) Если слух ребенка в норме и патологии речевого аппарата не подтверждены, однако ребенок продолжает не реагировать на говорящего, не проявлять интереса к собеседнику, однозначно стоит пройти диагностический опросник M-CHAT (The Modified Checklist for Autism in Toddlers, Revised, with Follow-Up (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, & Barton, 2009). Данный тест поможет вам определить потенциальное наличие у вашего ребенка Расстройства аутистического спектра.

Если по результатам данного тестирования ваш ребенок находится в группе риска, тогда не теряя времени необходимо интенсивно заняться его речевым развитием.

С чего начать?

Как вы понимаете, все мы индивидуальны, и степень расстройства речевого развития у каждого ребенка также индивидуальна.

Здесь важно выявить текущий уровень развития речи и, в целом уровень сформированности навыков ребенка.

Это поможет понять, какие обучающие стратегии лучше всего подойдут ребенку.

Для того, чтобы ребенок как можно быстрее начал с вами общаться, в Прикладном анализе поведения существуют системы альтернативной коммуникации. Это способы общения посредством жестов, системы карточек PECS или электронных носителей.

Эти системы позволяют достаточно быстро и эффективно сформировать навыки просьбы у ребенка, и родителям становятся понятны его желания и предпочтения, и это в значительной степени облегчает всем жизнь.

Не стоит пугаться, что применение альтернативной коммуникации ставит жирную точку на развитии вокальной речи. Конечно нет! В АВА параллельно с альтернативной коммуникацией всегда развивается, как экспрессивная речь, так и рецептивная речь.

Кроме того, всегда можно отточить четкость произнесения звуков на занятиях с логопедом.

Главное, как мы всегда советуем родителям, не терять время, и начать заниматься речевым развитием, как можно быстрее, поскольку раннее вмешательство дает наилучшие результаты!

Источник (Школа Юлии Эрц vk.com/фaba_therapy)