«Разговаривайте со своим ребёнком чаще» — основной совет, который слышат родители детей с речевыми проблемами

Консультации логопеда

Рекомендации родителям

Тестовая рубрика

Верен ли этот совет? И что это значит? Как правильно разговаривать с ребёнком, имеющим речевые нарушения, неговорящим ребёнком?

 Ответ на эти вопросы даёт логопед учебного центра «Росток!», работающий с неговорящими детьми, с детьми с различными речевыми нарушениями, Кошелева Елена Алексеевна.

«Разговаривать с ребёнком – это НЕ значит
— говорить постоянно, т.к. это становится фоновым шумом, постоянно звучащим радио;
— использовать длинные фразы: «Ой, смотри какая у меня красивая звенящая погремушка», т.к. из этого потока ребёнок не поймет суть.

👌 Разговаривать с ребёнком – это ЗНАЧИТ:

✓ Говорить о том, что ребёнок видит в данный момент, здесь и сейчас. Ведь ребёнок живет здесь и сейчас и так воспринимает мир, и он сможет понять ваше обращение именно в конкретной ситуации, связать действие с предметом, который он сейчас видит.

✓ Использовать короткие фразы. Знайте, если ребёнок говорит однословно, или вообще не говорит, то и объём его понимания такой же + одно слово. Поэтому говорить надо кратно, делать акценты: «Это погремушка. На. Греми. Динь-динь»

✓ Задавать вопросы, обращаться к ребёнку, чтоб включить ребёнка в коммуникацию и помочь ему понять, что будет происходить. «Мы идём гулять. Куда мы идём? Гулять. Неси шапку? Что это? Шапка. Надевай.» Если ребёнок не говорит, мы всё рано задаём вопросы. Делаем небольшую паузу, даём возможность отреагировать. Затем отвечаем сами. При этом очень важно находиться на уровне глаз ребёнка.

✓ Включать эмоции. Речь появляется на эмоциональном подъёме, положительном настрое. Поэтому включайте игровой позитив😊 : «Прячь ногу в штанишки! Где нога? Ку-ку. Давай искать! Нога, нога! Вот нога! Тут! Ух ты!»

✓ Использовать частые повторы слов. Многократное повторение улучшит запоминание. «Давай мыть руки! Что будем делать? Мыыыть руки. Что ты будешь мыть? Руууки. Где наши руки? Вот руки. Что это, руки или ноги? Рууки. А чем ты будешь мыть руки? Водой. Вода, водичка, вот вода…»

✓ Давать слова-помощники (звукоподражания) для того, чтобы помочь ребёнку высказаться, поддержать коммуникацию. Многие считают, что звукоподражания лишние и надо называть предметы словами. Но я не предлагаю заменить слова звукоподражаниями. Мы дополняем их, чтобы ребёнку дать опору, ведь он не может сразу сказать сложное и длинное слово. «Смотри, едет машина. Что делает? Едет. Как едет? В-в-в. Машина сигналит. Как сигналит? Би-би. Это корова. Как говорит? МУ-му.»

Итак, основные правила при разговоре с малышом:
1. Говорим здесь и сейчас
2. Используем короткие фразы
3. Задаем вопросы
4. Включаем эмоции
5. Используем частые повторы
6. Даём ребёнку опору в речи в виде звукоподражаний.

Используйте рекомендации в общении с вашим малышом и разговаривайте с ребёнком правильно!»