Приложение к Протоколу: «Об опыте развития и совершенствования службы ранней помощи в комплексном центре социального обслуживания населения Никольского района»
Ранний возраст
Информация по первому вопросу
«Об опыте развития и совершенствования службы ранней помощи в комплексном центре социального обслуживания населения Никольского района»
В 2018 году в рамках реализации Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Комплексном центре была открыта Служба ранней помощи, с целью обеспечения максимально возможного развития детей раннего возраста и помощи их семьям при взаимодействии с учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования.
Всего за период деятельности Службы охвачено 53 ребенка раннего возраста. Более 50 родителей, имеющих детей раннего возраста с отклонениями развития и здоровья, получили консультативную помощь по вопросам связанными с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его воспитания и развития.
Служба действует на базе двух отделений: отделения по работе с семьей и детьми (работают с семьями из группы социального риска, в которых воспитываются дети раннего возраста) и социально — реабилитационного отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов (работают с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, детей с ОВЗ). В междисциплинарную команду Службы ранней помощи входят: заведующие отделениями, психологи, специалисты по социальной работе, инструктор по лечебной физической культуре, медицинская сестра по массажу.
Специалисты Службы оказывают психолого – педагогическую, медико – социальной поддержку семьям, воспитывающим ребенка – инвалида или ребенка с ОВЗ, с целью содействия оптимального развития ребенка и социализации его в обществе.
Разработана и реализуется программа «Малыши-крепыши», которая направлена на обеспечение комплексного подхода к развитию у детей раннего возраста моторных, умственных, социально – бытовых навыков и содействия их социальной адаптации средствами физической культуры, повышение двигательной активности и мобильности средствами ЛФК. С помощью массажа достигаем: снижение возбудимости мышц с повышенным тонусом; укрепления, улучшения кровообращения и питания ослабленных мышц, сохранение и укрепление физического развития детей
Программа «Умею сам» направлена на формирование навыков самообслуживания детей-инвалидов раннего возраста, программа «Развивайка» нацелена на развитие познавательных процессов детей-инвалидов и детей с ОВЗ раннего возраста
В рамках программы «Первые шаги» формируются коммуникативные навыки детей- инвалидов (детей с ОВЗ) раннего возраста.
С целью оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей раннего возраста, используются следующие формы:
- Информирование — специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого заболевания, которым страдает ребенок, о вопросах воспитания и развития и др.. Информирование семей, воспитывающих детей раннего возраста, о функционировании служб ранней помощи, о возможности получения консультативной помощи специалистов в организациях социальной защиты населения Вологодской области осуществляется через информационные ресурсы официальный сайт учреждения и группу учреждения в социальной сети «Вконтакте». За 2022 год размещено 16 новостных поводов: это и «Сенсорные игры для детей раннего возраста», «Познавательное развитие ребенка раннего возраста» , «Развитие эмоционально – волевой сферы ребенка и многое другое. Оформлены информационные стенды, разработаны буклеты и памятки.
- Индивидуальное консультирование (практическая работа с родителями в поиске решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком)
- Семейное консультирование (оказание поддержки в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого ребенка»)
- Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери (специалисты осуществляют подбор эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ход развития и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям)
- Групповая работа (организация работы родительских групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом
При поступлении ребенка в Службу ранней помощи с целью определения основных показателей развития детей раннего возраста, проводится диагностическое обследование. Диагностика детей проводится с помощью методики «шкала KID-2000» и «шкала RCDI-2000», ШФРМ. По результатам диагностики на каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи ребёнку. В составлении реабилитационного плана кроме команды специалистов принимают участие родители детей. Для каждой семьи назначен куратор, который отвечает за заполнение личного дела и ведение необходимой документации. Реализацию индивидуальных программ осуществляют специалисты службы. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю, длительность занятий 10-20 минут.
Формы проведения занятий различные: индивидуальные занятия, совместные занятия, групповые занятия.
На занятиях используются различные методы и техники работы: арт-терапия (рисование, лепка); сказкотерапия; песочная терапия, в том числе и рисование цветным песком на световом столе; игротерапия; куклотерапия;
Одним из важных условий организации комплексной помощи и поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является взаимодействие организаций различной ведомственной принадлежности Никольского муниципального района, участвующих в решении вопросов реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в оказании ранней помощи. В 2018 году разработано и подписано трехстороннее соглашение о межведомственном взаимодействии Комплексного центра, Управления образования администрации Никольского муниципального района и БУЗ ВО «Никольская центральная районная больница». Предметом данного соглашения является организация совместной деятельности по вопросам своевременного выявления семей, нуждающихся в ранней помощи, обеспечение комплексной помощи семье и детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детям – инвалидам, детям с риском отставания в развитии из семей группы «социального риска», а также создание единого межведомственного информационного пространства.
В работе с семьями применяются стационарозамещающие технологии: Домашнее визитирование и пункт проката игрового, развивающего, реабилитационного оборудования.
Практически все семьи, воспитывающие детей раннего возраста, обратившиеся в Службу поставлены на социальное сопровождение. Проводимая работа в рамках межведомственного взаимодействия помогла семьям преодолеть социальную изоляцию (родители знают свои права и обязанности относительно получения необходимых услуг, знают, куда обратиться за помощью, имеют свой круг общения за пределами семьи, посещают социокультурные мероприятия). Повысилась родительская компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка (родители обеспечивают безопасную, обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка, чувствуют себя компетентными в выполнении родительских функций, знают о технических вспомогательных средствах и помогают ребенку их использовать, обучены приемам взаимодействия с ребенком в процессе игровой деятельности и т.д.). наблюдается улучшение в психологическом состоянии (у родителей появилась родительская уверенность, снизилась тревожность в отношении ребенка, наблюдается понимание необходимости систематических занятий с ребенком, имеющим нарушения развития, для обеспечения эффективности абилитации и реабилитации и стремление продолжать развивающие занятия с ребенком в домашних условиях); повышение родительской компетентности в вопросах необходимости обеспечения поддержки ребенка, соответствующей его потребностям (родители обеспечивают ребенку поддержку, соответствующую его потребностям: ребенок имеет индивидуально подобранные технические средства, включая очки, слуховые аппараты и приспособления для коммуникации, позиционирования и перемещения, приспособленное жилье, игрушки). Завершением работы с ребенком является зачисление его в дошкольное учреждение, в случае с тяжелобольными детьми с множественными нарушениями работа продолжается в рамках группы кратковременного пребывания и микрореабилитационного центра.
Специалисты Службы постоянно повышают квалификацию через КПК, семинары, практикумы. В 2023 году специалисты участвовали в межрегиональной конференции «Ранняя помощь детям и семьям — основные тенденции и перспективы развития», приняли участие в вебинаре «Практика предоставления услуг ранней помощи», «Особенности проведения первичного приема и углубленного обследования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями раннего возраста» и т.д.
Развитие Службы ранней помощи в Никольском районе продолжается.