Приложение к Протоколу: «Об опыте развития и совершенствования службы ранней помощи в комплексном центре социального обслуживания населения Никольского района»

Ранний возраст

Информация по первому вопросу

«Об опыте развития и совершенствования службы ранней помощи в комплексном центре социального обслуживания населения Никольского района»

В 2018 году в рамках реализации Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Комплексном центре была открыта Служба ранней помощи, с целью обеспечения максимально возможного развития детей раннего возраста и помощи их семьям при взаимодействии с учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования. 

Всего за период деятельности Службы охвачено 53 ребенка раннего возраста.  Более 50 родителей, имеющих детей раннего возраста с отклонениями развития и здоровья, получили консультативную помощь по вопросам связанными с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его воспитания и развития.

Служба  действует на базе двух отделений: отделения по работе с семьей и детьми (работают с семьями из группы социального риска, в которых воспитываются дети раннего возраста) и социально — реабилитационного отделения дневного пребывания для граждан пожилого возраста, инвалидов, детей-инвалидов (работают с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, детей с ОВЗ). В междисциплинарную команду Службы ранней помощи входят: заведующие отделениями,  психологи,  специалисты по социальной работе, инструктор по лечебной физической культуре, медицинская сестра по массажу.

Специалисты Службы оказывают психолого  – педагогическую, медико – социальной поддержку семьям, воспитывающим ребенка  – инвалида  или ребенка  с ОВЗ, с целью содействия оптимального развития ребенка и социализации его в обществе.

  Разработана и реализуется программа «Малыши-крепыши», которая направлена   на обеспечение комплексного подхода к развитию у детей раннего возраста моторных, умственных, социально – бытовых навыков и содействия их социальной адаптации средствами физической культуры, повышение двигательной активности и мобильности средствами ЛФК. С помощью массажа достигаем: снижение возбудимости мышц с повышенным тонусом; укрепления, улучшения кровообращения и питания ослабленных мышц, сохранение и укрепление физического развития детей

Программа  «Умею сам» направлена на формирование навыков самообслуживания детей-инвалидов раннего возраста, программа «Развивайка»  нацелена на развитие познавательных процессов детей-инвалидов и детей с ОВЗ раннего возраста

В рамках программы «Первые шаги» формируются коммуникативные навыки детей- инвалидов (детей с ОВЗ) раннего возраста.

С целью оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей раннего возраста, используются следующие формы:

  1. Информирование — специалисты предоставляют семье информацию о закономерностях и  особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого заболевания, которым страдает ребенок, о вопросах воспитания и развития и др..  Информирование семей, воспитывающих детей раннего возраста,  о функционировании служб ранней помощи, о возможности получения консультативной помощи специалистов в организациях социальной защиты населения Вологодской области осуществляется через информационные ресурсы    официальный сайт учреждения и группу учреждения в социальной сети «Вконтакте». За 2022 год  размещено 16  новостных поводов: это и «Сенсорные игры для детей раннего возраста», «Познавательное развитие ребенка раннего возраста» , «Развитие эмоционально – волевой сферы ребенка и многое другое. Оформлены информационные стенды, разработаны буклеты и памятки.
  2. Индивидуальное консультирование (практическая работа с родителями в поиске решений в проблемных ситуациях, в налаживании конструктивных отношений со своим ребенком)
  3. Семейное консультирование (оказание поддержки  в преодолении эмоциональных нарушений в семье, вызываемых появлением «особого ребенка»)
  4. Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери (специалисты осуществляют подбор  эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ход развития и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям)
  5. Групповая работа (организация работы родительских  групп, в которых участникам предоставляется возможность поделиться собственным опытом

При поступлении ребенка в Службу ранней помощи с целью определения  основных  показателей развития  детей  раннего возраста,  проводится  диагностическое обследование. Диагностика детей проводится с помощью методики «шкала KID-2000» и «шкала RCDI-2000», ШФРМ.  По результатам диагностики на каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи ребёнку. В составлении реабилитационного плана кроме команды специалистов принимают  участие родители  детей.  Для каждой семьи назначен куратор, который отвечает за заполнение личного дела и ведение необходимой  документации. Реализацию индивидуальных программ осуществляют специалисты службы. Занятия  с детьми проводятся два раза в неделю, длительность занятий 10-20 минут.

 Формы проведения занятий различные: индивидуальные занятия, совместные занятия,  групповые занятия.   

На занятиях используются различные методы и техники работы: арт-терапия (рисование, лепка); сказкотерапия; песочная терапия, в том числе и рисование цветным песком на световом столе; игротерапия; куклотерапия;

Одним из важных условий организации комплексной помощи и поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, является взаимодействие организаций различной ведомственной принадлежности Никольского муниципального района, участвующих в решении вопросов реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в оказании ранней помощи. В 2018 году разработано и подписано трехстороннее соглашение о межведомственном взаимодействии Комплексного центра, Управления образования администрации Никольского муниципального района и БУЗ ВО «Никольская центральная районная больница». Предметом данного соглашения является организация совместной деятельности по вопросам своевременного выявления семей, нуждающихся в ранней помощи, обеспечение комплексной помощи семье и детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детям – инвалидам, детям с риском  отставания в развитии из семей группы «социального риска», а также создание единого  межведомственного  информационного пространства.   

В работе с семьями применяются стационарозамещающие технологии: Домашнее визитирование и пункт проката игрового, развивающего, реабилитационного  оборудования.

Практически все семьи, воспитывающие детей раннего возраста, обратившиеся в Службу поставлены на социальное сопровождение. Проводимая работа в рамках межведомственного взаимодействия помогла семьям преодолеть социальную изоляцию (родители знают свои права и обязанности относительно получения необходимых услуг, знают, куда обратиться за помощью, имеют свой круг общения за пределами семьи, посещают социокультурные мероприятия). Повысилась  родительская компетентность в вопросах воспитания и развития ребенка (родители обеспечивают безопасную, обучающую и стимулирующую среду для своего ребенка, чувствуют себя компетентными в выполнении родительских функций, знают о технических вспомогательных средствах и помогают ребенку их использовать, обучены приемам взаимодействия с ребенком в процессе игровой деятельности и т.д.). наблюдается  улучшение в психологическом состоянии (у родителей появилась родительская уверенность, снизилась тревожность в отношении ребенка, наблюдается понимание необходимости систематических занятий с ребенком, имеющим нарушения развития,  для обеспечения эффективности абилитации и реабилитации и стремление продолжать развивающие занятия с ребенком в домашних условиях); повышение родительской компетентности  в вопросах необходимости обеспечения поддержки ребенка, соответствующей  его потребностям (родители обеспечивают ребенку поддержку, соответствующую его потребностям: ребенок имеет индивидуально подобранные технические средства, включая очки, слуховые аппараты и приспособления для коммуникации, позиционирования и перемещения, приспособленное жилье, игрушки). Завершением работы с ребенком является зачисление его  в дошкольное учреждение, в случае с тяжелобольными детьми с  множественными нарушениями работа продолжается в рамках группы кратковременного пребывания и микрореабилитационного центра.

Специалисты Службы постоянно повышают квалификацию через КПК, семинары, практикумы. В 2023 году специалисты участвовали в межрегиональной конференции «Ранняя помощь детям и семьям — основные тенденции и перспективы развития»,  приняли участие в вебинаре «Практика предоставления услуг ранней помощи», «Особенности проведения первичного приема и углубленного обследования детей с инвалидностью и ограниченными возможностями раннего возраста» и т.д.

Развитие Службы ранней помощи в Никольском районе продолжается.