Приложение к Протоколу: «Об опыте развития и совершенствования службы ранней помощи в комплексном центре социального обслуживания населения Сокольского района»

Ранний возраст

В 2018 году  Комплексный центр социального обслуживания населения Сокольского района  стало одним из учреждений социального обслуживания, являющимся соисполнителем мероприятий Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи. После завершения Комплекса мер работа Службы ранней помощи вошла в структуру социально-реабилитационного отделения для инвалидов и продолжает оказывать услуги детям раннего возраста.

Сегодня в работе Службы ранней помощи задействованы 4 специалиста: заведующий отделением, специалист по социальной работе, психолог, дефектолог.

Для работы с детьми и родителями оснащены кабинеты логопеда и психолога, сенсорные комнаты, игровая комната, спортивный зал.

За период 2022 года услугами Службы ранней помощи воспользовались 18 семей, воспитывающих 11 детей-инвалидов, из них  2 ребенка имеют ментальные нарушения и 7 детей с ограниченными возможностями здоровья.

На каждого ребенка ведется личное дело. На консилиуме специалистами определяются  цели и задачи реабилитационной работы, разрабатывается план на каждые три месяца с применением различных форм работы.  Все дети признаются нуждающимися в получении социальных услуг, заключаются договора с законными представителями ребенка, составляется индивидуальные программы получателей социальных услуг. Всем детям  оказывается комплекс психолого-педагогических и социальных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Совместные занятия родителя и ребенка проходят один раз в неделю, длительность занятий от 10 до 15 минут у одного специалиста.  Занятия направлены на:  речевое развитие (в том числе с логомассажем); коррекцию нарушений в познавательном развитии; развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы; формирование навыков альтернативной коммуникации, развитие навыков самообслуживания, развитие движений.

С каждым годом, благодаря участию учреждения в реализации комплексов мер, совершенствуется материальная база социально – реабилитационного отделения для инвалидов и Службы ранней помощи, пополняется реабилитационное, игровое и развивающее оборудование,  расширяется перечень применяемых стационарозамещающих технологий. 

В рамках проектов специалисты отделения ежегодно совершенствуют свой профессиональный уровень для работы с детьми раннего возраста, проходят обучение на стажировочных площадках Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Обучение по направлениям: «Выездной микрореабилитационный центр»,  онлайн-обучение  «Диагностика и ранняя помощь детям с ОВЗ от 0 до 3 лет» (72ч.), курсы повышения квалификации психолога «Диагностика и ранняя помощь».

Главным условием эффективности работы Службы ранней помощи  является слаженное межведомственное сотрудничество.

В рамках взаимодействия с учреждениями образования и здравоохранения оказано содействие семьям в решении следующих вопросов: 

— содействие в получении направления для прохождения обследования у специалиста-сурдолога;

— содействие в прохождении ПМПК;

— содействие в переводе ребенка в специализированную группу  дошкольного учреждения;

— организация реабилитационной работы;

—  содействие в предоставлении консультативной помощи специалистов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Одной из важных задач работы Службы ранней помощи стало повышение информированности населения об оказываемых услугах ранней помощи в доступных формах.  Информирование семей организовано путем межведомственного взаимодействия через размещение информации о предоставлении услуг ранней помощи на официальных интернет — ресурсах учреждения, а также на стендах детской поликлиники, в дошкольных образовательных учреждениях города и округа. За 2022 год размещено свыше 48 информационных постов и объявлений об услугах ранней помощи. Опыт работы Службы в 2022 году информационно представлен на заседании Координационного Совета по делам ветеранов и инвалидов Сокольского муниципального района.

Благодаря информированию родители сами стали обращаться в Службу. Так, одна из мам обратилась по телефону с подозрением на проблему в речевом отставании ребенка. Ребенку год, нет навыков играть в элементарные «ладушки», ее вопрос заключался в том, что является это отклонением или может быть в рамках нормы. Благодаря телефонному звонку семье была своевременно оказана медицинская и социальная помощь.

Наиболее раннее выявление отставания и нарушения в развитии у детей позволяет своевременно корректировать и развивать  познавательные процессы, речевые навыки, физическое развитие, эмоционально-волевую сферу детей, поэтому так важно информировать население о работе Службы.

Большое значение в работе Службы ранней помощи имеет наличие пункта проката технических средств реабилитации, а так же игрового и развивающего оборудования.

Наиболее востребованными наименованиями для детей раннего возраста  являются:   

— велосипед для детей с ДЦП;

— «Набор Монтесори 14 в 1» — это уникальный и самый полный набор для детей от 1 до 2 лет. Множество разных модулей помогает узнать про цвета, формы, научиться элементарному счету, определять высоту и длину предметов;

 —  развивалочки Железновых «10 мышек» — это обучающий диск с большим количеством пальчиковых игр, использование который способствует развитию мелкой моторики, памяти, внимания и мышления малышей;

— развивающий центр со звуковыми эффектами – помогает развивать способность детей понимать причину и следствие наблюдаемых явлений;

— «Логопедические кубики «Я говорю» — помогают детям научиться составлять простые предложения и др.

Предварительно родители получают инструктаж по использованию и применению оборудования.

Значимое место в организации работы с детьми раненого возраста и их родителями занимают  групповые формы работы.

С целью оптимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка раннего возраста, для более успешной его адаптации в организованном коллективе сверстников, улучшения качества жизни семьи в  центре создана и функционирует группа кратковременного пребывания «Малышарики», которую одновременно посещают не более 5  детей раннего возраста.  Условия для работы группы созданы в двух микрорайонах города, что позволяет учитывать место проживания семьи в целях доступности  услуг. В группе малышей обучают навыкам самообслуживания, социально-бытовой адаптации, приучают к максимально самостоятельной жизни в обществе и быту, посредствам занятий в игровых комнатах, которые оснащены необходимым оборудованием: наборы «Кухня», «Магазин», игровой набор по уходу за куклой, дидактическая игра «Дорожные знаки» и др.

Все занятия проходят в присутствии родителей, которые помогают детям выполнять задания педагогов. На занятиях отрабатываются навыки самообслуживания, ознакомления с окружающим миром, координации движений, развитие мелкой моторики.

Активное взаимодействие со специалистами позволяет родителям получить не только необходимую информацию по формированию познавательных, двигательных, речевых навыков и умений, но также даёт им возможность стать равноправными и успешными помощниками в реализации коррекционно-развивающей программы.

В рамках стационарозамещающих технологий организована работа «Домашней школы». Технология «Домашняя школа» обеспечивает эффективную и грамотную подготовку родителей для включения и проведения реабилитационной работы  в домашних условиях, и предусматривает психолого-педагогическое, правовое обучение родителей, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам осуществления ухода за детьми-инвалидами, общению с ними. Все родители, посещающие Службу ранней помощи, получают консультативную помощь психолога, дефектолога, специалиста по АФК. 

С целью неформального общения, осуществления взаимоподдержки, обмена опытом и организации совместной культурно-досуговой деятельности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, организован клуб «Солнышко в доме». Клуб помогает родителям нормализовать внутрисемейные и детско-родительские отношения, содействует укреплению психологического климата в семьях, что повышает шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к жизни в социуме.

Семьи, воспитывающих детей раннего возраста не остаются без внимания при организации социального досуга. Ежегодно в период проведения акций посвященных  Дню защиты детей «Солнце светит всем», декаде инвалидов «Твори добро», Дню матери,  Нового года и др. для семей проходят социокультурные мероприятия в сотрудничестве с учреждениями культуры и волонтерами в рамках деятельности семейного клуба «Гармония».

Необходимо отметить, что активность родителей за 4 года существования Службы ранней помощи возросла.

С апреля 2021 года в учреждении реализован новый самостоятельный грантовый проект  «Микрореабилитационный центр «Шаг вперед», который стал продолжением отработки модели комплексной реабилитации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, но  уже в домашних условиях с возможностью предоставления в семьи реабилитационного оборудования и обучения родителей техникам реабилитации в семье.

Данная инновационная форма работы существенно расширила возможности и Службы ранней помощи.  Приобретено дополнительное оборудование в пункт проката и дополнительно оснащены реабилитационным оборудованием кабинеты специалистов. В рамках повышение уровня профессиональной подготовки специалисты прошли обучение в Комплексных центрах социального обслуживания «Журавушка» г. Москва и «Забота» г. Череповец.

В 2022 году услугами Микрореабилитационного центра  воспользовались 7 семей, воспитывающих детей раннего возраста. Работа специалистов направлена на обеспечение психолого-педагогического и социального сопровождения семей, исходя из реальных возможностей ребенка и состояния их физического и психического здоровья, учитывая семейную ситуацию. Диагностические мероприятия проводились в несколько приемов: первичная оценка, основной целью которой является определение функциональных нарушений и возможностей каждого ребенка, реабилитационного потенциала, далее разработка индивидуальных программ реабилитации и непосредственно сама реабилитационная работа.

Данные результатов первичной диагностики, промежуточных и итоговых срезов позволяют увидеть ресурсные способности ребенка и нарушения, требующие коррекции и специального обучения, а также дают возможность проследить динамику развития и закрепления приобретенного навыка. Учитывая полученные результаты, обсудив их на совместном консилиуме, специалисты Микрореабилитационного центра организуют работу по организации реабилитационного пространства на дому, с целью непрерывной реабилитационной и абилитационной работы в семье.

В рамках межведомственного взаимодействия организовано дистанционное консультирование в помощь родителям, воспитывающим детей с инвалидностью, в том числе раннего возраста, организована консультативная работа в группе ВК.  Особенно удобна данная форма работы  для семей, которые проживают в  отдаленных сельских поселениях.

Большую помощь учреждению по оказанию услуг с детьми –инвалидами, в том числе с детьми раннего возраста,  оказывает БУ СО ВО «КЦСОН «Забота». В рамках деятельности выездного Микрореабилитационного центра для семей с детьми с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья в 2022 году специалистами оказана помощь и поддержка в дистанционном формате 3 семьям, проживающим на территории округа.

В качестве одного из примеров результативной работы  Службы ранней помощи хочется привести пример семьи, где мама воспитывает дочь с тяжелой формой ДЦП. На сегодня ребенку уже исполнилось 5 лет. Впервые девочка была принята на обслуживание в апреле 2019 году, в возрасте неполных 2-х лет.

Для Полины  организованы комплексные занятия с такими специалистами как психолог, логопед, дефектолог. Семье предоставлялись транспортные услуги. Мама девочки состояла в родительском клубе «Солнышко в доме», где получала консультации в рамках технологии «Домашняя школа».

В рамках работы Микрореабилитационного центра для девочки специалистами организовано реабилитационное пространство на дому, с предоставлением технических средств реабилитации через пункт проката (ходунки «Ардос»,  большой развивающий набор для детей с ДЦП, развивающий плакат «Голоса животных», кресло для ванны для детей с ДЦП, «Иппотренажер», интерактивный стол со звуковыми эффектами), оказано 10 сеансов ЛФК.

В рамках благотворительной помощи в семью предоставлено реабилитационное оборудование:  массажер Дельфин Ergopower ER 7041 – 3200 руб.,  массажный стол – 5000 руб.

Мама девочки занимает активную жизненную позицию в рамках реабилитации дочери, она  четко выполняет рекомендации специалистов отделения, регулярно проходят курсы реабилитации в реабилитационных центрах (санаторий «Маяк» Краснодарский край, санаторий «Родничок»).

За период работы с семьей в развитии ребенка произошли положительные изменения. 

Отмечается положительная динамика в развитии коммуникативных навыков: у Полины появилось желание вступать в контакт со специалистами и другими детьми, наблюдается появление обратной связи в процессе взаимоотношений. Диагностирована положительная динамика в развитии эмоционально-волевой сферы. Стал выше уровень адаптивности в новой обстановке. Отмечается положительные изменения в развитии мелкой и общей моторики.

Положительная динамика в речевом развитии: появилось понимание обращенной ситуативной речи, девочка начала произносить отдельные звуки, «гулить».

Реабилитационный потенциал ребенка повысился на 10 баллов.

На данный момент ребенок посещает детский сад.

Благодаря своевременному оказанию услуг по ранней помощи семьям, становится возможным избежать многих трудностей: повысить активность родителей в вопросах развития и воспитания особого ребенка, предупредить последующие сложности в физическом и умственном развитии, не допустив утяжеление детской инвалидности. В результате работы в период 2022 года успешно прошли адаптацию в дошкольных учреждениях – 10 детей раннего возраста. Наблюдается          улучшение в развитии адаптационных качеств ребенка у всех детей, посещающих Службу. Кроме того, повысилась родительская компетентность в вопросах подготовки детей к адаптации в дошкольном образовательном учреждении, в том числе в инклюзивном формате (родители понимают особенности своих детей, готовы к конструктивному взаимодействию с педагогами и другими родителями, знают, как вести себя при возникновении трудностей).