Практики оказания ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья в системе образования Вологодской области

Новости

Полезная информация по ранней помощи

Ранний возраст

Психолого-педагогическая помощь в вопросах развития, обучения и воспитания детей раннего возраста является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.

Основу совершенствования деятельности по предоставлению нуждающимся семьям услуг ранней помощи составляет нормативно-правовая база:

  1. Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации  от 18.12.2021 №3711-р (Одно из приоритетных направлений в решении проблем детской инвалидизации – развитие служб ранней помощи детям и их семьям, позволяющих предотвратить формирование или утяжеление детской инвалидности на ранних этапах; один из целевых показателей Концепции – не менее 90 процентов семей, нуждающихся в услугах ранней помощи, охвачены этими услугами);
  2. Методические рекомендации по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях, утвержденные Распоряжением Минпросвещения России от 28.12.2020 №Р-193 (службы ранней помощи являются объектом межведомственного взаимодействия);
  3. Методические рекомендации по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2022 г.» (письмо Минпросвещения России от 17.11.2021 №ДГ-1997/07) (Мероприятие направлено на создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) детей в вопросах их развития, воспитания, обучения и социализации; получения информации о собственных правах, правах ребенка в сфере образования; планирования родителями (законными представителями) действий по решению возникающих при воспитании, развитии и обучении ребенка вопросов);
  4. Методические рекомендации по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования», утв. Минпросвещения России 31.05.2019 №МР-78/02вн (основной целью оказания услуг родителям является создание условий для повышения компетентности родителей в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет).

В настоящее время в системе образования области в целом сформирована  структура организации получения детьми и их родителями ранней психолого-педагогической помощи. Ежегодно Департамент образования области проводит мониторинг по форме статистического наблюдения №1-РП, утвержденной приказом Росстата от 22 марта 2019 г. №161. Согласно имеющимся данным статистической формы за 2021 год психолого-педагогическую помощь детям раннего возраста и их семьям оказывают 165 специалистов, в том числе 52 педагога-психолога, 58 учителей-логопедов, 40 учителей-дефектологов.

Фактически началом ее создания послужил Комплекс мер Вологодской области по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи при грантовой помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

  1. В 2018 году в 4-х региональных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи созданы и функционируют службы ранней помощи.

Первостепенная задача Службы — обеспечение своевременного выявления детей с ОВЗ, детей с риском развития инвалидности, которое осуществляется посредством обращений родителей (законных представителей) детей в центр ППМС-помощи, а также по месту жительства семей, проживающих в удаленных муниципальных районах области, посредством выезда мобильных бригад специалистов. В целях оказания ранней помощи семьям с детьми с ОВЗ и инвалидностью организовано взаимодействие со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, муниципальных образований области и учреждениями здравоохранения области. Сложилась практика направления организации здравоохранения семей, воспитывающих детей с трудностями в развитии, за психолого-педагогической помощью в раннем возрасте.

В целях оказания  эффективной помощи детям с ОВЗ, инвалидностью и детям «группы риска» раннего возраста, не посещающим дошкольные образовательные организации,  командой специалистов реализуются индивидуальные программы ранней помощи (далее – ИПРП).

В целях повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего возраста, специалистами БУ ВО «Областной центр ППМСП»  проводятся серии вебинаров для родителей и педагогов.

В 2018 году в БУ ВО «Областной центр ППМСП» организована работа консультативно-методического клуба «Помоги своему ребенку» для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью и детей «группы риска» раннего возраста.

Клуб «Помоги своему ребенку» позволяет осуществлять методическое сопровождение по вопросам преодоления трудностей в развитии, обучении, воспитании и социальной адаптации детей; оптимизировать детско-родительские отношения. С 2018 года участниками клуба стали более 70 семей.

С 2018 года услуги служб получили более 3,5 тысяч детей и их родителей (законных представителей), проживающих на территории Вологодской области. Эффективность реализации индивидуальных программ ранней помощи составляет  98,5% (у детей отмечается положительная динамика в познавательном развитии, активизируется речь, развиваются навыки общения и взаимодействия со взрослыми и другими детьми, повышается психолого-педагогическая грамотность родителей). Деятельность служб высоко оценивается родителями (законными представителями) детей.

Опыт работы позволил БУ ВО «Областной центр ППМСП» обобщить практику организации деятельности службы ранней помощи. В 2020 году практика внесена в федеральный реестр лучших практик реабилитации и образования детей с ОВЗ и инвалидностью. В 2021 году данной практике присвоен гриф «Рекомендовано общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования» для реализации в образовательных организациях (социальной сферы), центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

  • В образовательных организациях 23 муниципальных образований области действуют 224 консультативных пункта, из них при образовательных организациях – 159, при общеобразовательных организациях – 65.

На базе Консультационных центров оказывается консультационная поддержка родителей (законных представителей) по следующим вопросам:

— раннее выявление и преодоление трудностей в развитии детей;

— психолого-педагогическая поддержка родителей;

— оказание помощи в вопросах адаптации детей к образовательной организации.

В консультационных центрах для родителей (законных представителей) предоставляются услуги:

— консультации специалистов по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи;

— выездные консультации специалистов центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;

— дистанционное консультирование.

Ежегодно количество обращений в Консультационные центры составляет более 15 тысяч обращений.

  • Реализация мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, стала еще одной эффективной практикой ранней помощи. Проект реализуется при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

В 2022 году грантополучателями стали три региональных центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (БУ ВО «Областной центр ППМСП», БУ ВО «Череповецкий центр ППМСП», БУ ВО «Тотемский центр ППМСП»). Для повышения доступности оказания услуг в каждом муниципальном образовании области определены консультативные площадки на базе школ и дошкольных образовательных организаций. Родители могут обратиться за помощью в любую из 184 консультативных площадок области.

Организовано взаимодействие с НКО (АНО «Центр социальных инноваций «Вместе!» (г. Череповец), Ассоциация «Детский сад и семья» (г. Череповец), ЧОУ ДО «Учебный центр «Рост.ok!» (г. Череповец) и учреждениями социальной защиты населения по вопросам оказания консультативных услуг родителям.

Для удобства записи и координации деятельности по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, в области создан и функционирует сайт www.podderjkasemei35.ru . Данный сайт обеспечивает запись родителей (законных представителей) на консультации, предоставляет возможность выбора родителем (законным представителем) консультативной площадки, специалиста и времени получения консультации; позволяет контролировать и координировать деятельность специалистов-консультантов.

С 2019 года за консультативной помощью обратились более 5000 родителей (законных представителей) детей раннего возраста.

Основными вопросами, с которыми обращаются родители (законные представители) детей являются: вопросы воспитания и взаимодействия с детьми, преодоления задержки речевого и доречевого развития, трудностей адаптации к учреждению.

В 2022 году услуги консультирования можно получить не только в индивидуальной, но и в групповой форме. Групповая форма консультирования позволяет расширить охват родителей, повысивших психолого-педагогическую компетентность, в том числе по вопросам оказания услуг ранней помощи.

С 2021 года в реализуется практика информирования родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей посредством создания и трансляции тематических видеороликов.

Данные видеоролики еженедельно создаются квалифицированными специалистами (психологами, логопедами, дефектологами, социальными педагогами) региональных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Из роликов зрители получают ответы на важные вопросы, направленные на повышение родительской компетентности,  в том числе по вопросам раннего выявления трудностей в развитии детей и их преодоления.

Каждый ролик является частью рубрики «Коротко о важном», которая стала популярной среди родительской общественности: количество просмотров видеороликов в среднем достигает 11 тысяч.

В АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» (лаборатория развития дошкольного образования) разработана дополнительная профессиональная программа «Ранняя помощь детям с ОВЗ и инвалидностью (от 0 до 3 лет)» объёмом 72 ч. Программа адресована старшим воспитателям, воспитателям, специалистам, работающим с детьми раннего возраста государственных и частных дошкольных образовательных организаций.

В программе рассматриваются проблемы развития детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью, основные аспекты комплексного сопровождения их развития с использованием методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии; технологии коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста, вопросы психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью и др.

Реализация программы осуществляется специалистами АОУ ВО ДПО «ВИРО», преподавателями кафедры дефектологического образования ЧГУ, специалистами РЦ «Преодоление» г. Череповца, БУ ВО «Областной Центр ППМСП» г. Вологды.

Программа прошла профессионально-общественную экспертизу и включена в Федеральный реестр лучших программ повышения квалификации. Реестр программ формирует Академия Минпросвещения России на Едином федеральном портале дополнительного профессионального педагогического образования, созданного в рамках нацпроекта «Образование».

Региональная практика позволяет обеспечить широкий охват целевой аудитории, доступность и своевременность помощи квалифицированных специалистов, информирование о возможностях получения своевременной помощи.

Обзор практик оказания услуг ранней помощи позволяет сделать следующие выводы:

  1. в системе образования области сложилась эффективная модель оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям;
  2. службы ранней помощи способствуют максимально раннему выявлению трудностей в развитии детей и своевременному включению их в оказание комплексной психолого-педагогической помощи;
  3. своевременное включение детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью позволяет подобрать образовательный маршрут каждому ребенку, максимально соответствующий индивидуальным особенностям детей, компенсирующим нарушения их развития и раскрывающий их потенциал;
  4. часть детей раннего возраста из «группы риска» переходят в группу детей с нормативным развитием;
  5. повышение родительской компетентности позволяет предупреждать дезадаптацию семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью, включать родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Перспективами развития системы ранней помощи считаем:

  1. расширение сети консультативных пунктов в дошкольных образовательных организациях;
  2. вовлечение дошкольных образовательных организаций в реализацию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей, в рамках национального проекта «Образование»;
  3. активизацию включения в систему ранней помощи детей первого года жизни путем повышения эффективности взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения в целях своевременного выявления трудностей в развитии детей.