Почему формированию навыков самостоятельности необходимо уделять большее значение, чем академическим?

Консультации специалистов

Специалистам

Тестовая рубрика

Не секрет, что подавляющее большинство родителей обращаются к поведенческому аналитику, когда у их детей А) проблемы с коммуникацией и Б) нежелательное поведение. И это вполне объяснимо! Когда ребенок не говорит в возрасте пяти лет или проявляет сильную агрессию по отношению к окружающим, колотя их кулаками наотмашь, навыки самостоятельности на этом фоне меркнут. Становится не до умений надевать ботинки и готовить бутерброд. И поведенческий аналитик по запросу родителей бросает все силы на коррекцию проблемного поведения и тренинг функциональной коммуникации. И это правильно расставленные приоритеты!

Но, представьте себе, что острой ситуации нет, или же через определенный промежуток работы, поведенческий аналитик снизил проявления нежелательного поведения и вызвал первые коммуникативные реакции посредством альтернативной коммуникации. И подошло время протестировать текущие навыки ребенка, сформировать обучающие цели и согласовать их с родителями.

И, зачастую, родительский запрос состоит из просьб научить ребенка буквам, цифрам, письму, счету и другим академическим навыкам, поскольку они будут изучаться в школе, и родителям хочется, чтобы ребенок был подготовлен.

Да и многие центры, работающие с детьми с РАС, предлагают услуги по подготовке к первому классу. И получается так, что индивидуальная программа обучения, которая должна быть сбалансированной, содержит в лучшем случае два-три протокола по самообслуживанию.

Почему так происходит?

Родителям детей с РАС свойственно проявлять гиперопеку по отношению к своим детям. Конечно, обеспечить безопасность жизни и здоровья ребенка — это прямая обязанность каждого родителя! Но здесь важно не перейти грань здравого смысла.

Когда ребенок умеет читать, решать примеры, описывать картинку — это замечательно! Но если вы параллельно надеваете на него трусы и ботинки, кормите супом из ложки, чистите ему зубы и помогаете сходить в туалет — это неправильно и так не должно продолжаться!

К сожалению, мы не вечные. И однажды нашему ребенку придется обходиться без нас. Что же ему делать, как справляться в жизни, осуществлять свои базовые потребности, если мы все время подставляли ему костыль в виде нашей помощи, лишая его возможности делать что-то самому?

И в этом случае, увы, знание таблицы умножения окажется бесполезным…

Конечно, гораздо проще одеть ребенка самим и быстрее выйти гулять, ведь на улице такая хорошая погода! А если он будет одеваться сам, это займет целый час и все присутствующие измотают себе нервы …

Также в разы проще накормить ребенка самому: и стол будет чистый и ребенок , и, опять же время сэкономим…

Пожалуйста, не облегчайте себе жизнь в текущем моменте, подумайте о долгосрочной перспективе жизни ребенка!

Если сегодня он одевается час, то через месяц регулярного повторения этого процесса, он будет одеваться уже полчаса. Тоже самое с остальными навыками самостоятельности. В отличие от академических навыков, обучение которым представляет собой настоящее классическое занятие за столом, обучение самостоятельности происходит в контексте среды, в течение дня, включено в режимные моменты ребенка и выглядит очень естественно. И здесь вам даже не нужно постоянное присутствие тераписта. Он может прописать вам алгоритм действий в обучающем протоколе, как правильно, последовательно и эффективно обучить ребенка тому или иного навыку самостоятельности, и вы практикуете его на ежедневной основе, когда того требует ситуация. Конечно, на первых порах, ребенку потребуется ваша помощь. Вы будете оказывать ему подсказки, но постепенно снижать их интенсивность до тех пор пока вы не увидите самостоятельную реакцию вашего ребенка.

Представьте, как будет прекрасно, когда ребенок, проснувшись утром, пойдет сам в ванну, почистит зубы, умоется, сходит в туалет, выберет себе одежду и правильно ее наденет, приготовит себе чай и несложный завтрак, а после завтрака помоет посуду или загрузит ее в посудомоечную машину.

В АВА, мы всегда ранжируем навыки по их важности и функциональности. Умение отличить трапецию от полукруга не поможет вашему ребенку выжить в социуме и быть независимым, а умение налить себе воды и приготовить бутерброд — поможет.

Поэтому мы, как родители, должны всегда трезво оценивать ситуацию и первоочередно выбирать для обучения ребенка те навыки, которыми он сможет пользоваться в повседневной жизни.

Любить — это не значит постоянно жалеть и обслуживать ребенка там, где это по силам сделать ему самому.

Любить — это способствовать приобретению ребенком максимально возможной в его случае самостоятельности, и успешности в жизни и обществе!

Источник: Школа Юлии Эрц (vk.com/aba_therapy)