ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ У РЕБЁНКА

Ранний возраст

При полевом поведении человек руководствуется эмоциями, внешними стимулами, которые имеют случайный характер. В возрасте до трех лет такая реакция на окружающий мир является нормальной. Однако если она проявляется у ребенка старше трехлетнего возраста, это свидетельствует о недоразвитии эмоционально-волевой сферы.

Что такое полевое поведение?

По мнению психологов, полевое поведение говорит о развитии у ребенка таких патологий, как:

💠нарушение произвольной регуляции;
💠недостаточный уровень сознания;
💠расстройство внимания и контроля.
💠Также полевое поведение — это клиническая характеристика детям с некоторыми отклонениями в развитии (нарушения речи, задержка психического развития, симптомокомплес расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Полевое поведение отрицательно влияет на процессы социальной адаптации. Малышу трудно выполнять групповые задания, играть со сверстниками. Вследствие данного нарушения возможны трудности с усвоением программы средней школы. Данная разновидность поведения возникает по следующим причинам:

💠нарушения функционального созревания головного мозга;
💠травмы, полученные во время и после родов;
💠отклонения интеллектуальной и мыслительной сферы.
Указанные отклонения отрицательно влияют на способность учиться, усваивать новую информацию, понимать устную и письменную речь, обучаться письму и арифметике. Вот почему полевое поведение требует раннего выявления и коррекции.

📌Полевое поведение как симптом психических заболеваний

Если у малыша старше трех лет преобладает рассматриваемое нарушение, это говорит о несформированности волевой сферы. Оно появляется всегда при грубых задержках речевого и психоречевого развития, при синдроме дефицита внимания и гиперактивности, симптомокомплексе расстройства аутистического спектра Для ребенка с таким синдромом характерны высокая двигательная активность, ерзанье, суетливость. Сев за стол, он начинает перебирать все, что на нем находится. Малыш не может сидеть ровно. Такую патологическую гиперактивность следует отличать от высокой активности, характерной для холерического или сангвинического темперамента.

Дети, для которых характерно преобладание рассматриваемого поведенческого расстройства, всегда имеют трудности с адаптацией в коллективе. Они бывают агрессивными, не ощущают границ в межличностном общении. Дошкольники могут обращаться к педагогу на «ты». Практически в каждом случае у таких детей наблюдаются трудности с самоконтролем. Указанная психическая особенность может быть обусловлена:

💠диспраксией (расстройство координации сложных движений);
💠дислексией (нарушение способности к овладению чтению и письму);
💠дисграфией (отклонение, ухудшающее овладение письменной речью);
💠дискалькулией (неспособность к обучению арифметики);
💠дисфазией развития (системное недоразвитие речи);
💠заболеваниями вестибулярного аппарата;
💠расстройством аутического спектра;
💠повышенной тревожностью;
💠синдромом Туретта (врожденное заболевание, проявляющееся в систематических и неконтролируемых тиках).

Коррекция проводится специалистами умеющими выявлять истинную причину нарушения и устранять ее. Это совместная работа медиков и коррекционных педагогов. Обратиться к ним нужно, как только обнаружены те или иные поведенческие расстройства. Корригировать их будет намного труднее, если родители, не единожды заметившие, что их ребенок проявляет нестандартное поведение, затянут визит к специалистам.