НОРМА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Возрастные нормы развития детей раннего возраста

Многим родителям свойственно переживать о своевременном развитии ребенка, ведь, как показывает статистика, в последние годы психическое развитие детей замедлилось. Когда он должен сказать первое слово? Сколько слов ему нужно использовать ежедневно? Как стимулировать развитие речи? Эти и множество других подобных вопросов волнуют молодых родителей. Существует определенная норма формирования и развития речи, но для начала хочу отметить, что прежде всего важно помнить о том, что все дети индивидуальны, а значит не могут полностью вписываться в четкие рамки нормы.

Норма развития — условное обозначение оптимального уровня развития психики с учетом точки зрения общества и индивидуальных особенностей. Это частный случай меры — выделяют нижнюю, среднюю и высокую границы нормы. Ребенок, отстающий в развитии, но без патологий, может входить норму также, как и ребенок с оптимальным уровнем развития.

📌Возрастные нормы развития речи.

Для начала отметим факторы, влияющие на формирование и развитие речи в целом:

Биологические.
Наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения;
В первую очередь нужно обратить внимание на этап доречевого развития, а именно — пренатальный период. В это время можно выявить некоторые существующие отклонения в развитии малыша, если таковые имеются.
Социальные.
Полноценное речевое окружение с первых дней жизни и благоприятная развивающая среда оказывают немаловажную роль в развитии ребенка.

Возрастные нормы:
❗0-5 месяц жизни.
С самого рождения ребенок учится распознавать голос и отличать его от прочих звуков. Сначала он лепечет и гукает, после появляется реакция на обращенную речь, эмоциональный отклик, подражание звукам. Малыш может вскрикивать, смеяться и даже петь. Постепенно появляются эксперименты с гласными: протягивание, выкрикивание и сливание: «аааууу, уууоооо». Далее появляются слоги: ба, ма, га, ка и тд.

❗6-7 месяц.
Со временем ребенок начинает понимать, что взаимодействовать со взрослым можно путем диалога, и старается развивать в это направлении. Он произносит простые слова и ждет ответную реакцию.

❗8-12 месяц.
Малыш активно эмоционирует и использует в речи от 15 до 20 слов.
Слова могут сопровождаться жестами и мимикой.

❗1-2 год.
В этот период ребенок начинает собирать слова в простые предложения: «мама дай», «папа гулять». Словарный запас расширяется до 40-50 слов к 1,5 годам. К 2-м он должен знать от 200 до 300 слов (это не предполагает, что он будет их активно использовать). Появляется повышенный интерес к окружающему миру: «Что это? Зачем?».

❗2-3 год.
Вхождение в новую социальную группу стимулирует повышенный темп развитие речи: появляются новые предложения: «я хочу спать», «когда мы пойдем домой?» и тд.

❗4-5 год.
Возникает второй период вопросов: «почему, как?». Малыш активно познает окружающий мир как с помощью взрослого, так и самостоятельно. Речь становиться более связной, приобретает контекстность. В 4 года ребенок может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов.

❗6-7 год.
Малыш может активно поддержать разговор, рассказывать истории и высказывать собственное мнение. Должны отсутствовать дефектность произношения шипящих, сонорных и свистящих.

💚Конечно, норма — сугубо индивидуальна, поэтому не стоит полностью опираться на представленные критерии. Если вы подозреваете, что ваш ребенок сильно отстает в развитии, не бойтесь обратиться к специалистам, ведь именно вы можете повлиять на процесс формирования речи вашего малыша.

Старайтесь больше говорить со своим ребенком, читать ему книги, учить вместе стихи и слушать его рассказы.