Как учат чтению и письму детей с дислексией

Консультации логопеда

Рекомендации родителям

Член Экспертного совета Ассоциации родителей детей с дислексией, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МГПУ Ольга Величенкова рассказала о дислексии, ПМПК, СДВГ, как учат в школе детей с нарушениями чтения и письма.

Владимир Маяковский, Альберт Эйнштейн, Вупи Голдберг и Том Круз – что объединяет этих знаменитых людей? Все они испытывали большие трудности, связанные с чтением и письмом. Говоря современным языком, страдали дислексией и дисграфией. Ученые всего мира изучают феномен дислексии не первый год. Нейробиологи, психологи, логопеды доказали, что стойкие трудности с чтением и письмом, которые встречаются у 15% людей, – это не признак низкой мотивации и не педагогическая запущенность, а особенность работы мозга. О том, кто и как учит детей с дислексией, рассказывает доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат педагогических наук Ольга Величенкова.

Дислексия в поле внимания

Дислексия – это особенность восприятия печатного текста, вызванная нейробиологическими факторами. Человек с дислексией медленно и с трудом читает, при этом меняет местами буквы в словах, не может повторить прочитанное. И если у обычного ребенка подобные трудности проходят к концу первого класса, когда навык чтения автоматизируется, то дислексики могут испытывать их на протяжении всей жизни.

За последние десятилетия число специалистов, в том числе логопедов и дефектологов, которые могут сопровождать дислексиков и помогать им преодолевать трудности в обучении, существенно выросло. Если в 1980-е годы в Москве было всего два вуза, которые готовили логопедов, то сегодня их намного больше. При этом наблюдается дефицит наиболее ценных для преодоления дислексии специалистов – нейропсихологов: их готовят буквально несколько институтов.

Эксперты постоянно привлекают внимание общества к проблеме. Так, в октябре (а этот месяц во всем мире считается месяцем осведомленности о дислексии) МГПУ и «Ассоциация родителей детей с дислексией» проводят научную конференцию, на которой логопеды, дефектологи, нейропсихологи обсуждают нюансы обучения детей, испытывающих сложности с чтением и письмом, а мамы и папы – получают практические рекомендации.

Дислексия как вызов школе

Педагогическое сообщество в целом с дислексией знакомо. Но говорить о том, что школа во всех отношениях готова к вызову, который представляет собой дислексия, и знает, как учить детей с такими особенностями, как адаптировать систему оценивания или как проводить аттестационные работы для них, пока рано.

То, что ученик плохо читает, путает местами буквы, пишет их зеркально и никак не желает понять, что от него требуется, зачастую ставят в укор самому ребенку, снижают ему оценки, бывает, даже доходит до буллинга. А часто дислексия сопровождается еще и СДВГ (прим. ред. – синдромом дефицита внимания и гиперактивности), что усложняет ситуацию: подвижные, гиперактивные, неусидчивые, несосредоточенные дети, которые, к тому же, не всегда могут контролировать свои эмоции, раздражают неопытных, неподготовленных педагогов. Да и рекомендация учителя обратиться к логопеду или дефектологу воспринимается в такой ситуации родителями не как предложение помощи, а как наказание.

Но сегодня существуют не только гуманистические, но и институциональные проблемы. Да, можно выучить много логопедов, но издание и внедрение учебника с адаптированным материалом — процесс небыстрый. И проблема с учебными пособиями для дислексиков есть: программа, по которой учатся дети с выраженными речевыми трудностями, нарушениями письма и чтения, до сих пор не укомплектована пособиями, а они этим детям нужны как воздух. Нет, скажем, букваря для ребят с речевыми нарушениями, а также учебника по формированию произношения.

Программы обучения детей с дислексией

Сейчас в школах реализуются две адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями письма и чтения, одна из которых предполагает пролонгацию сроков обучения. Она рассчитана на обучение таких школьников в отдельных классах, где они получают то же образование, что и их сверстники, но в течение более длительного времени. Как раз для такой программы и нужны особые учебники с облегченной теоретической частью. В них введены темы, которых нет в обычном школьном курсе русского языка, и дополнительные предметы филологического блока: произношение и развитие речи. К сожалению, пока существует лишь два учебника по развитию речи, написанных для этого подхода.

Программа без пролонгации предполагает обучение в обычном классе, но с дополнительными занятиями с логопедом и психологом. Направление к этим специалистам дает ПМПК (прим.ред. – психолого-медико-педагогическая комиссия). На занятиях могут использоваться рабочие тетради и пособия разных авторов и издательств. Их логопед может выбрать на свое усмотрение, вот только покупка ложится на плечи родителей.

Логопед, который занимается с ребенком с дислексией, первым делом анализирует трудности, возникающие у конкретного школьника при освоении письма и чтения, и подбирает из большого ассортимента игровых упражнений наиболее эффективные. Такие упражнения нацелены на преодоление пробелов в овладении школьными знаниями и умениями, а иногда – на решение специфических задач. Например, в общеобразовательной программе не требуется специально развивать фонематическое восприятие – способность различать звуки речи. А если у ребенка есть нарушения, это может быть необходимо.

Детский мозг пластичен, и достигать результатов можно разными способами, даже если у ребенка есть какие-то когнитивные дефициты. Хорошо работают компенсаторные техники. Не получается запомнить правило – значит, будем использовать специальные мнемоприемы, смешные запоминалки, рисунки. Сложно повторить теоретический материал – будем заучивать стишки, упростим теорию, или вообще сосредоточимся на практическом материале и функциональной грамотности.

Распознать нельзя замолчать

Сегодня во время обязательной диспансеризации при поступлении в первый класс посещение логопеда не требуется: проведение логопедического скрининга проводится исключительно по желанию родителей. Однако далеко не все мамы и папы понимают, что их ребенку такое исследование необходимо, поэтому часто проблема с чтением становится очевидной к концу первого класса, после которого родителей и детей с речевыми нарушениями отправляют на ПМПК. Причем ее положительное заключение дает возможность получения бесплатной логопедической помощи, необходимой ребенку, в течение длительного времени.

Но для многих мам и пап направление на ПМПК – это будто ярлык, что-то неприличное. Они боятся какого-то страшного диагноза и пытаются замолчать проблему, сделать вид, что ее не существует, ведь внешне ребенок ничем не отличается от остальных. Ну и что, что учится плохо, вырастет – поумнеет… Родителям важно осознать, что распознать дислексию в начале обучения гораздо проще и эффективнее, чем потом решать проблемы, нарастающие, как снежный ком. А для старта – перед поступлением в первый класс необходимо обязательно посетить логопеда.

Часто семьи, живущие в регионах, не могут найти нужного специалиста – дефектолога или нейропсихолога – в своем населенном пункте. Им можно посоветовать обратиться в «Ассоциацию родителей детей с дислексией». Совместно с МГПУ, организация разработала программы по онлайн-консультированию родителей и детей с дислексией со специалистами, которые помогут определить, какие именно проблемы есть у ребенка, и подскажут, как действовать. Консультации бесплатные.

Как родители могут помочь ребенку с дислексией?

Чем раньше будет выявлена дислексия, тем больше шансов у ребенка успешно освоить школьную программу, сдать экзамены и поступить в вуз. Но от родителей потребуется также оказывать своему малышу посильную помощь и поддержку, например, в освоении навыков чтения дома. И здесь можно дать мамам и папам несколько простых советов.

Во-первых, не сравнивайте своего ребенка со сверстниками. Не пытайтесь заставить его сразу прочитать трудный для него текст, аргументируя, что его одноклассникам это дается легко.

Во-вторых, тренируйте навык, например, чтения по слогам, многочисленными повторениями в небольших объемах. Например, можно написать три слога на карточках и развесить их по всему дому, чтобы малыш постоянно их видел и каждый раз прочитывал и запоминал. Постепенно количество слогов на карточках можно увеличивать и учиться складывать из них первые простые слова.

В-третьих, используйте адаптированные тексты. Ребенок с дислексией, который уже научился сливать слоги в слова, обычно читает медленно, с большим трудом. Для того, чтобы он познакомился с книгой и продолжил совершенствовать навыки чтения, лучше всего подходят адаптированные тексты, где нет сложных слов, предложения короткие, и каждое располагается на своей строке. Это могут быть как авторские тексты, так и адаптированные художественные произведения. Лучше, если ребенок прочитает их в переработанном виде, чем не прочитает совсем.

Важно понимать, что дислексия не приговор, а необходимость взглянуть на процесс образования под другим углом. Если человек не достиг ожидаемого уровня грамотности, это не значит, что у него нет талантов. Вообще, люди с дислексией обладают ярким воображением, острым пониманием двухмерных и трехмерных форм и часто успешны в творчестве, например, в рисовании или музыке. Но самое главное – ни один ребенок, с дислексией или без, не должен доказывать другими своими талантами, что у него тоже есть право на образование.

Автор:
Ольга Величенкова, доцент Московского городского педагогического университета (МГПУ), кандидат педагогических наук