Информация о подготовке к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста в дошкольные образовательные организации

Новости

Полезная информация по ранней помощи

Тестовая рубрика

По статистическим данным на конец сентября 2023 учреждениями социального обслуживания Вологодской области было предоставлено 41386 услуг 484 семьям, воспитывающим детей раннего возраста. Из них 149 детей с ментальными нарушениями, 205 детей имеет статус инвалидности, 50 детей имеют ограниченные возможности здоровья, что подтверждено заключением ПМПК, 229 детей из группы риска. 8 детей получают услуги на дому, 292 ребят получают услуги в полустационарной форме.

В Вологодской области в сфере социального обслуживания населения действуют 7 служб ранней помощи (Череповец, Вологда, Сокол, Никольск, Белозерск, Кириллов, Бабушкинский район),  3 кабинета по информированию о ранней помощи, в 23 муниципальных районах функционируют кабинеты, где проводятся занятия с детьми раннего возраста, из них в 9 районах есть группы кратковременного пребывания, в 6 районах оказываются услуги на дому.

Обеспечение преемственности процессов абилитации и реабилитации детей с нарушениями развития при переходе детей в систему образования, в том числе в инклюзивной форме, является важнейшим условием успешности социализации детей в современных условиях.

С 2017 года в учреждении успешно апробирована технология межведомственного взаимодействия обеспечения процессов перехода детей с нарушениями развития в систему образования.

Данная технология предусматривает активную работу со всеми участниками инклюзивного образования:

 — с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью;

—  со специалистами и администрацией образовательных организаций;

— с другими семьями, воспитывающими детей данной группы, в которой реализуется инклюзивное образование.

Процесс перехода особых детей в систему образования начинается с раннего возраста и продолжается до периода профессионального самоопределения.

Ежегодно более 300 детей раннего возраста участвуют в мероприятиях по подготовке к посещению детского дошкольного образовательного учреждения. По результатам диагностического обследования дети, имеющие «интеграционный» потенциал к посещению  ДОУ, включаются в программы ранней помощи, где определены основные направления и стратегии работы.

На подготовительном этапе к посещению ДОУ строится работа:

с детьми

30% детей от общего количества детей, получающих услуги ранней помощи, посещают индивидуальные занятия, 50% — группы кратковременного пребывания (после посещения занятий у 80% детей развиты познавательные процессы, речь, движения, навыки самообслуживания, сформирована игровая деятельность).

  В целях подготовки к детскому саду в учреждениях созданы условия, приближенные к условиям детского сада: сначала дети могут посещать группу вместе с мамой, а затем оставаться уже без мамы. Дети учатся навыкам самообслуживания (одевание/раздевание, гигиенические навыки, прием пищи), правилам поведения в коллективе сверстников, учатся коммуникации с другими детьми и взрослыми. Занятия специалистов направлены на развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, речи). 

20% детей, которые планируют посещать детский сад,  посещают  адаптационную группу по подготовке к детскому саду «Ступеньки» (100% детей после посещения группы стали более самостоятельными и у них сформированы навыки социального взаимодействия со сверстниками). Программа адаптационной группы «Ступеньки» является одним из элементов технологии по переходу ребенка из реабилитационного центра в дошкольное образовательное учреждение. В рамках данной технологии осуществляется подготовительная работа как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с родителями (дети остаются без мам под присмотром специалистов, с ними одновременно работают 2-3 педагога). В результате дети становятся более самостоятельные, у них сформированы навыки социального взаимодействия со сверстниками, сформированы навыки самообслуживания, развита игровая деятельность. Данные факторы определяют успешность адаптации к детскому саду. Специалисты оказывают ежегодно не менее 50 консультаций  и методическую поддержку педагогам дошкольных учреждений, куда поступают дети с ограниченными возможностями здоровья.  

с родителями

одним из основных условий успешности инклюзивного процесса в образовательных учреждениях является психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Очень эффективный результат дала работа с родителями по программе «Дорога в детский сад». Программа направлена на повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей и родителей к адаптации в детском саду, в том числе в рамках инклюзивного образования. С родителями проводятся консультации и занятия по программе «Дорога в детский сад» (по результатам данной работы у 100% родителей повышается родительская компетентность в вопросах подготовки детей к адаптации в детском саду, 90% родителей  проработали свои страхи от адаптации; научились вести себя, если возникает конфликтная ситуация с другими родителями).

На основном этапе организуется работа по переходу ребенка с особыми потребностями в ДОУ и ведется работа со всеми участниками инклюзивного образования:

со специалистами ДОУ

организуются встречи с целью передачи информации о детях, которые пойдут в детские сад, ежегодно проводится не менее 50 консультаций по особенностям развития  детей с различными заболеваниями, вопросам адаптации среды и режима посещения сада ребенком.  Воспитатели детских садов по необходимости встречаются со специалистами реабилитационного центра и обсуждают трудности и успехи конкретных детей, намечают совместные пути преодоления возникающих проблем, при необходимости специалисты выходят на родительские собрания.

с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ и инвалидностью

куратор семьи (специалист отделения) сопровождает ребенка и родителя, при изменении ситуации в отрицательную сторону он организует разъяснительную и коррекционную работу по решению проблемы с привлечением других специалистов.

с семьями, воспитывающими сверстников, с которыми дети с ОВЗ будут посещать детский сад

специалисты отделения по запросу выходят на родительские собрания, с целью разъяснения, решения и предотвращения возникающих конфликтных ситуаций

На постинтеграционном этапе куратор семьи осуществляет плановые визиты в семью с целью оценки ситуации. Длительность данного этапа составляет 1-2 месяца.

Ежегодно 20 – 25 детей раннего возраста успешно интегрированы в дошкольные образовательные учреждения города Череповца.

За последние 5 лет 186 особых детей раннего возраста от общего количества детей, проходившие абилитацию и реабилитацию в учреждениях, оказывающих раннюю помощь  были успешно интегрированы в дошкольные образовательные учреждения Вологодской области.