Диагностическая деятельность как основное направление работы логопеда в ДОУ в соответствии с ФГОС
Консультации логопеда
Тестовая рубрика
Каждый логопед понимает, что занимается очень важным делом. Вера ребенка в свои возможности, вложенная специалистом, способна сотворить чудо. Победа каждого малыша над дефектами речи — это кропотливый труд. А умение грамотно выстроить свою коррекционную работу — это знания и возможность применения их на практике.
Работа логопеда в дошкольной учреждении имеет определенную специфику. Начальная стадия — это диагностическая деятельность, дающая возможность определить маршрут коррекционного воздействия, средства и способы достижения эффективных результатов.
В ходе диагностики выявляется:
состояние познавательных процессов;
уровень работы всех компонентов речевой системы;
функциональность общей и мелкой моторики;
личностные особенности ребенка.
Она позволяет выявить причины и степень нарушений в речевом развитии ребенка, сформулировать объективное логопедическое заключение и составить программу коррекционно-педагогической работы на учебный год.
На начальной стадии общей логопедической диагностики в ДОУ исследуют:
Слуховое внимание и восприятие — предлагается определить, какая игрушка звучала. Затем установить направление звука.
Состояние восприятия речи — специальные задания, содержащие последовательное выполнение определенных действий.
Зрительное восприятие — ребенку предлагается посмотреть на предметные картинки и назвать их. Потом необходимо дифференцировать основные цвета.
Пространственный праксис — показать правую и левую руки, продемонстрировать предметы впереди, позади, вверху и внизу. Затем сложить фигурки из палочек и разрезные картинки.
Состояние общей и ручной моторики — выполнение прыжков на обеих ногах и попеременно на правой и левой ноге.
Работу мышц лицевой мускулатуры — ребенок выполняет надувание щек, нахмуривание бровей, сморщивание носа.
Анатомическое строение органов артикуляции — необходимо открыть и закрыть рот, высунуть язык, улыбнуться.
После окончания первого этапа диагностики специалистом делается вывод об общем развитии ребенка.