Детские игры для развития эмоционального интеллекта

Консультации специалистов по раннему развитию

Ранний возраст

Алсу Гимаева, руководитель проекта Ранней помощи в Центре детского развития «Мархамат» рассказала про то, что такое эмоциональный интеллект у детей.

А еще подготовила игры, играя в которые вместе с детьми вы сможете развить их эмоциональный интеллект.

Эмоциональный интеллект – это умение распознавать свои эмоции и желания, уметь управлять ими и проявлять их, а также понимать чувства окружающих людей.

В первые месяцы жизни малыш учится распознавать эмоции мамы и папы, затем он пытается «вернуть» им улыбки и смех, отзеркалить их. Это — первое общение. В дальнейшем эмоции становятся главным ориентиром в мире: ребенок ищет одобрения своих намерений и действий в выражении лица мамы, доверяет только добрым улыбающимся людям, распознает враждебную интонацию. К трем годам он умеет не только считывать настроение родителей, но и понимает, как его можно использовать для достижения своих целей.

Вот несколько простых игр на развитие эмоционального интеллекта для детей до 3 лет

Игра в «Ку-ку!»

Мама говорит «ку-ку», а потом прячется за полотенце или за угол шкафа. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примечательное полотенце, которое само по себе не вызвало бы его внимания. Но ребенок удерживает внимание, потому что ожидает, что мама снова появится. И когда мама появляется, это вызывает яркую эмоцию радости. Малыш и мама вместе смеются.

Игра «Где же ручки?»

Ребенок прячет ручки за спину. Взрослый озадаченно произносит: «Где же ручки? Нет ручек!». Через пару секунд ребенок вытягивает руки перед собой, а взрослый удивленно и радостно восклицает: «Вот они!» При этом ребенок не только учится инициировать игру и управлять процессом, но и наблюдать за мимикой, эмоциями, действиями взрослого, а также эмоционально включаться и проявлять свои эмоции.

Игра «Спрятать предмет или игрушку»

Суть игры заключается в том, чтобы спрятать предмет или игрушку, накрыв платком. Как вариант, можно накрыть так, чтобы часть игрушки была видна. Взрослый озадаченно спрашивает у ребенка «А где мишка? Спрятался мишка, нет мишки, давай найдем. Где же наш мишка?» Ребенок, как правило, сразу включается в игру, начинает искать глазками, огладывать всю комнату, искать, при этом проявлять озадаченность и удивление. И, когда он находит игрушку, взрослый эмоционально реагирует, радуется и хвалит ребенка.

Игра «По кочкам»

Посадите себе малыша на колени лицом к себе, так чтобы его ножки свешивались по разные стороны ваших ног. Крепко, но аккуратно возьмите ребенка за руки или под мышки. Начинайте совершать ногами движения вверх-вниз, так, чтобы ребенок подпрыгивал, словно он едет по неровной дорожке, движения должны быть ритмичными. И в это время проговаривайте: «По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам, в ямку – бух». На последнем слове «Бух» колени разводятся, и ребенок как будто бы проваливается в ямку. В этот момент крепко держите ребенка, чтобы он выскользнул из рук. Игра, как правило, всегда сопровождается громким смехом и яркими эмоциями.

Это лишь некоторые примеры простых игр на развитие эмоционального интеллекта. Таких игр можно придумать много, но все они невозможны без участия взрослого, эмоционально включенного в игровой процесс.

Еще больше об играх и способах взаимодействия с детьми мы рассказываем на занятиях в рамках программы «Ранней помощи» в Центре детского развития «Мархамат».

Встречи для родителей детей с ОВЗ проходят бесплатно в рамках программы «Ранняя помощь в Центре детского развития» грантовой программы Благотворительный фонд «Абсолют-Помощь» и при поддержке Фонда президентских грантов и проекта #раступоступенькам