ДЕЛАЮ САМ — УЧУСЬ НОВОМУ ИЛИ БЫТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Консультации специалистов по раннему развитию

В жизни маленького ребёнка или ребенка, имеющего нарушения в развитии социально-бытовой ориентировки, необходимо создавать условия, помогающие ребенку освоить виды деятельности, направленные на уход за самим собой и окружающей его средой.

Что же дают эти упражнения ребенку? Зачем они нужны?

▶Во-первых, выполняя подобные упражнения, маленький ребенок может чувствовать себя большим, например, когда он одевает фартук и несет ведро с водой в руке, или когда он управляется сам с метлой, лопатой или лейка. Речь не идет о завышении самооценки ребенка, формировании его эгоцентричности. Эти упражнения, скорее, дают ему работу, которая имеет реальную конечную цель.

Т.е. ребенок в конце может почувствовать удовлетворение от выполненной работы. Для формирования здоровой личности это очень важно. Малыш снова и снова переживает ситуацию успеха от выполненной работы.

▶Во-вторых, такие упражнения точно соответствуют тем потребностям, которые есть у детей: деятельность, которая требует их мышечной энергии, и может привести к видимым результатам, которые являются полезными не только для себя самого, но и людей, которые живут с ними.

▶В-третьих, они предоставляют ребенку уникальную возможность улучшить свои двигательные способности, обеспечивая при этом вознаграждение и удовлетворение от конкретных результатов: ребенок одевается сам, пища приготовлена, стол накрыт для всей семьи.

Участие в повседневной жизни развивает у чувство собственного достоинства в человеке, призванного разделить его активным способом. Дети становятся не только потребителями мира, в котором они живут, но и его создателями и творцами.

В процессе обучения ребенок выполняет такие обыденные действия, как одевание, вытирание пыли, подметание, приготовление пищи, сервировка стола и т.п. Ребенок видит, что происходит вокруг него в течение всего дня и он повторяет тоже самое, так он учится использовать свое тело и ум для достижения конкретной цели, планировать, концентрироваться, контролировать свои действия для того, чтобы закончить то, что он начал.

Предоставленная ребенку возможность участвовать в повседневной работе, возможность повторить все то, что он видит происходит вокруг него, является актом большого уважения и доверия к ребенку. Это помогает ему чувствовать себя важными в своих собственных глазах и глазах окружающих его людей. Ребнок чувствует, что он важен и необходим.

Сегодня с такими бытовыми упражнениями познакомит вас Николюк Анна Анатольевна, учитель-дефектолог отделения ранней помощи