Гаджеты и речевая активность — есть связь?

Новости

Полезная информация

Полезные ресурсы

Тестовая рубрика

С нами делится информацией учитель-логопед учебного центра «Рост.оК!» Анна Васильевна Цегельная:

«В последние годы родители и педагоги отмечают задержку речевого развития. Процент речевых нарушений вырос более чем в 6 раз.

Основным новообразованием раннего возраста является речь. Развитие речевого онтогенеза в этом возрасте определяет успешное формирование остальных психических процессов и других направлений в развитии ребенка.
☝Считается, что ранний возраст – это ответственный, а также важный период в психическом развитии ребенка.
Речь идет о возрасте, в котором все свершается впервые, когда все только начинается: игра, речь, общение со сверстниками, первые представления о мире, об окружающих людях.
За первые 3 года жизни ребенка закладывается познавательная активность, уверенность в себе, любознательность.

В раннем возрасте изменения в физическом и психическом развитии детей происходят стремительно и взаимодействуя друг с другом.
На становление речи особое влияние оказывает общение малыша с окружающими, когда ребенок имеет возможность проявить свою активность. В данном случае, под активностью обособленно понимается ее основная форма – речевая активность.

🆘Если ребенок начинает рано смотреть мультфильмы, играть в игры на телефоне и планшете, с большой вероятностью можно говорить о том, что тормозится развитие речи и других высших психических функций.

✓ Во-первых, необходимость оперировать словами, называя предметы, отвечать на вопросы, использовать речь для коммуникации, появляется только в случае взаимодействия с другим человеком.

У ребенка, который использует электронные устройства для игр и просмотра мультфильмов, нет необходимости с ними «общаться» посредством звучащей речи.
Развитие речи происходит только тогда, когда взрослый активно включается в обсуждение мультиков и игр, поясняя смысл увиденного.

✓ Во-вторых, маленькие дети, которые много времени проводят с гаджетами, не могут полноценно развивать свою речевую деятельность по причине того, что они не учатся воспринимать информацию на слух, тем самым развивая фонематический слух.

Аудио с экрана является для ребёнка малопонятным и бессмысленным набором звуков, поэтому ребёнок предпочитает молчать или использовать невербальные средства коммуникации (жесты).

✓ В-третьих, при недостаточно развитом пассивном словарном запасе, у детей плохо развивается воображение, логическое мышление и словесное восприятие.

✓ В-четвёртых, целостный образ предмета может сформироваться только при взаимодействии с реальными предметами, сформировать представление о свойствах и характеристиках с помощью гаджета невозможно.

➤ Можно отметить и риски нарушения двигательной сферы, мелкой и крупной моторики.
Обычно ребенок с гаджетом в руках сидит в одной и той же позе, двигательная активность заметно снижается.

☝Полезными электронные устройства будут только в том случае, если они будут помогать искать познавательную и развивающую информацию, но при этом их использование сопровождается живым общением и взаимодействием со взрослым.
Просмотр мультфильмов для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помочь детям осмыслить происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.
Очень важно начать с себя, ведь родители — это пример для подражания.

❗Большая роль в овладении ребенком речевой активностью отводится родителям, а именно их заинтересованному, требовательному, своевременному поведению в отношении ребенка до трех лет. Взрослые, которые непосредственно близко общаются с ребенком, оказывают на него наибольшее воздействие через игровые специально подобранные приемы по стимулированию речевой активности.»

Давать или не давать ребенку гаджеты решать вам.

Специалисты учебного центра за живое общение, поэтому ждут малышей на занятиях группы «Ладошки».