Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое, двустороннее нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено. По состоянию слуха различают детей слабослышащих и глухих.

Развитие общения слабослышащего ребенка с взрослым протекает своеобразно из-за недоразвития речи, поэтому взрослый остается главным инициатором общения. У детей отмечаются отставание в развитии движений и их своеобразие. При выполнении многих движений, дети производят излишний шум. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, не координированных движениях. Темп деятельности обычно несколько снижен, так как ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного действия и перехода к другому. Отмечается замедленность выполнения отдельных движений, что влияет на темп деятельности в целом.

 

Познавательное развитие детей протекает своеобразно: 

  • развитие восприятия идет медленнее. Дети четвертого года жизни складывают разрезную картинку из двух – трех частей. Только к шести годам они складывают картинку из пяти – шести частей. Слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руку к его поверхности или ощущать его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего музыкального инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха. Большое значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложиться на зрительный анализатор;
  • свойственно отставание в развитии памяти и формировании предметной и игровой деятельности;
  • длительное время ребенок мыслит не словами, а образами, что обусловливает отставание в мышлении, позже формируется умение выделять как общие, так и специфические признаки объектов, трудности при выявлении сходства и различий между предметами;
  • необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Возможны проявления агрессивного поведения, которое будет связано с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны педагога и сверстников;
  • ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях и, следовательно, не может сопереживать. Они могут наблюдать за поступками взрослых и детей, не понимая их смысла и причины.
  • наблюдаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. Внимание, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому работают с ним лучше всего, хуже – буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок;
  • отмечаются более позднее становление предметного рисунка, к пяти годам ребенок начинает активно рисовать и лепить. При этом отмечается тяготение к образцам, большая склонность к точному прорисовыванию деталей;
  • часто бывают беспомощными в различных бытовых ситуациях, длительное время усваивают навыки самообслуживания. В некоторых случаях это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но часто бывает обусловлено повышенной опекой со стороны родителей, стремлением заменить доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными.

 

Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то он может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида, инклюзивные группы, лекотеки, группы «Особый ребенок» при ДОУ компенсирующего вида.

Прогноз развития и адаптации Вашего ребенка в целом достаточно благоприятный, он тем лучше, чем меньше выражены нарушения слуха и раньше начаты реабилитационные мероприятия (обеспеченность слуховыми аппаратами, и квалифицированная сурдопедагогическая и техническая помощь по их обслуживанию).

 

Информация с сайта для родителей особых детей Челябинской области http://ovz.ipk74.ru/