Ориентировочные показатели нервно-психического развития 1 года жизни
Возраст |
Зрительные ориентировочные реакции |
Слуховые ориентировочные реакции |
Эмоции |
Движения рук и действия с предметами |
Движения общие |
Подготовительные этапы развития |
Навыки и умения в процессах |
||
Понимаемая речь | Активная речь | ||||||||
10 дней | Удерживает в поле зрения движущиеся предметы (ступенчатое слежение) | Вздрагивает и мигает при резком звуке | |||||||
18-20 дней | Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) | Успокаивается при сильном звуке | |||||||
1-й месяц | Появляется плавное прослеживание движущегося предмета | Прислушивается к звуку и голосу взрослого | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Лежа на животе пытается поднимать и удерживать голову | |||||
2-й месяц | 1. Длительное сосредоточение на лице взрослого или неподвижном предмете
2. Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (на расстоянии до 1 м) |
Поворачивает голову к источнику длительного звука | Быстро отвечает улыбкой на разговор | Лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову (1-2 мин) | Произносит отдельные звуки | ||||
3-й месяц |
Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, находясь в любом помещении | Отчетливое слуховое сосредоточение | В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, оживленными движениями ножек. Звуками (комплекс оживления) | Случайно наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью
|
1. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечье, высоко подняв голову
2. При поддержке подмышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах 3. Удерживает голову в вертикальном положении на руках у взрослого |
||||
4-й месяц | Узнает мать (радуется) | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется | Захватывает подвешенную игрушку | Гулит | Придерживает руками грудь или бутылочку во время кормления | |||
5-й месяц | Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует) | 1. Узнает голос матери
2. Различает строгую и ласковую интонацию речи |
1. Четко берет игрушку из рук взрослого
2. Удерживает в руке игрушку |
1. Долго лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук
2. Переворачивается со спины на живот 3. Ровно устойчиво стоит при поддержке подмышки |
Подолгу певуче гулит | Ест с ложки густую и полугустую пищу | |||
6-й месяц | По-разному реагирует на свое и чужое имя | Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую | 1. Переворачивается с живота на спину
2. Пытается ползать |
Произносит отдельные слоги (начало лепета) | Хорошо ест с ложечки, снимая пищу губами | ||||
7-й месяц | Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее | Хорошо ползает | На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, находящийся постоянно в определенном месте | Подолгу лепечет | Пьет из чашки, которую держит взрослый | ||||
8-й месяц | Игрушками занимается долго, подражает действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.) | 1. Самостоятельно садится, сидит, ложится
2. Встает, держась за барьер, стоит и опускается 3. Переступает, держась за барьер |
1. На вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянных местах
2. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа, например, «ладушки», «дай ручку») |
Сам держит корочку хлеба (сухарик) | |||||
9-й месяц | Плясовые движения под плясовую мелодию | Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств (катает, открывает, гремит) | Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь руками | 1. На вопрос «Где?» находит и достает предмет из множества игрушек
2. Знает свое имя |
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете | 1. Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками
2. Спокойно сидит на горшке |
|||
10-й месяц | Самостоятельно и по просьбе выполняет различные действия: открывает, закрывает, достает, выкладывает и пр. | Поднимается на невысокую поверхность и сходит с нее | По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы | Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лексиконе | |||||
11-й месяц | Овладевает новыми действиями и начинает выполнять их по просьбе взрослого, накладывает кубики, снимает и одевает кольца с большими отверстиями | 1. Стоит самостоятельно без опоры
2. Делает первые самостоятельные шаги |
Первые обобщения в понимаемой речи (по слову находит любой предмет, любую куклу, все машины) | Произносит первые слова-обозначения (дай, на , ав, па, ба и пр.) | |||||
12-й месяц | Узнает на фотографии знакомого взрослого | 1. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит…)
2. Переносит все действия, разученные с одним предметом, на другой (возит, кормит, баюкает и др.) |
Ходит самостоятельно без опоры | 1. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отнеси, положи на место)
2. Понимает слово «нельзя» |
1. Легко подражает новым словам
2. Произносит до 10 облегченных слов |
Самостоятельно берет чашку и пьет |