Организация своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с риском развития инвалидности в сфере образования

Раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья  (далее – ОВЗ), детей с риском развития инвалидности является одной из главных задач, реализуемых службами ранней помощи, консультативными пунктами дошкольных образовательных организаций области, региональными центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Службами ранней помощи в системе образования, созданными в июне 2018 года  на базе региональных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в целях реализации комплекса мер Вологодской области по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи, выявление детей с ОВЗ осуществляется:

  • по обращению родителя (законного представителя) в центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе на ПМПК;
  • по направлению медицинской организации в службу ранней помощи;
  • мобильными бригадами специалистов по заявкам образовательных организаций, расположенных в территориально удаленных районах области.

В 2019 году из 864 детей, обследованных специалистами служб ранней помощи, выявлено 492 ребенка с ОВЗ и «группы риска». Реализованы следующие организационные мероприятия:

  • в предмет соглашений о сотрудничестве центров ППМС-помощи с управлениями образования муниципальных районов области включена задача по раннему выявлению детей, испытывающих трудности в освоении образовательных программ, развитии, социальной адаптации и психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста;
  • проведены круглые столы для медицинских работников учреждений здравоохранения области «Деятельность службы ранней помощи в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», 2 цикла вебинаров по вопросам раннего выявления детей с ОВЗ, инвалидностью и детей «группы риска» для педагогических работников образовательных организаций и родителей (законных представителей), воспитывающих детей раннего возраста;
  • заключены соглашения центров ППМС-помощи с 20 организациями здравоохранения о совместной деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и их семьям;
  • направлены листовки о деятельности служб ранней помощи в образовательные организации и учреждения здравоохранения.

С 2019 года в области реализуется проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». Это первый проект в сфере образования, ориентированный на родителей (законных представителей).

Основная цель проекта – создание условий, направленных на повышение компетентности родителей в области воспитания детей, в том числе детей с ОВЗ, инвалидностью и детей «группы риска». Для реализации проекта подготовлены и функционируют 72 площадки на территории Вологодской области, где каждый родитель может обратиться к специалистам психолого-педагогического профиля и получить квалифицированную консультацию. Реализация проекта позволила на сегодняшний день оказать психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь порядка 13,0 тыс. родителям  (законным представителям), в том числе – 0,7 тыс. родителям (законным представителям), воспитывающим детей раннего возраста.

Необходимо отметить значительную роль образовательных организаций в вопросе раннего выявления детей раннего возраста с ОВЗ, инвалидностью и детей «группы риска», именно педагоги дошкольных образовательных организаций наблюдают детей с 1,5 – 2 лет и могут оценить возможности ребенка в овладении образовательной программой, начиная с раннего возраста. В связи с этим педагогические работники дошкольных образовательных учреждений должны владеть базовыми методами по выявлению детей «группы риска» и при необходимости направлять таких детей на комплексное медико-психологическое обследование с целью определения необходимых специальных условий для получения ребенком образования.

В целях повышения квалификации педагогических работником АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» ежегодно проводит обучение педагогических работников по программе дополнительного профессионального образования «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования». Центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи за 2018 – 2019 годы проведено 27 методических мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам раннего выявления детей с ОВЗ, инвалидностью и риском развития инвалидности.

В соответствии с планом мероприятий по созданию специальных условий получения общего и дополнительного образования обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ на 2018 – 2020 годы, утвержденным Министром просвещения Российской Федерации 19 июня 2018 года, распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9  сентября 2019 года №Р-93 утверждено примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. В соответствии с данным распоряжением психолого-педагогический консилиум дошкольной образовательной организации становится первичным звеном в раннем выявлении детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. В целях организации деятельности по созданию консилиумов в образовательных организациях проведено два информационных семинара-совещания для руководителей дошкольных образовательных организаций области, вебинар для педагогов, пять информационных семинаров для специалистов психолого-педагогического профиля в рамках областного методического объединения специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся. В ближайшей перспективе планируется создание психолого-педагогических консилиумов в дошкольных образовательных организациях Вологодской области, повышение квалификации педагогических работников по вопросам раннего выявления детей с трудностями в обучении, развитии и социальной адаптации, расширение охвата родителей (законных представителей), получивших психолого-педагогическую и методическую помощь квалифицированных специалистов за счет увеличения числа консультативных площадок.