НОРМЫ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Показатели:                               

  • 1 год 3 месяца – ходит самостоятельно, прокатывает (проталкивает) мяч в ворота.

Прямохождение для ребенка раннего возраста не только связано с расширением возможностей в освоении мира, но и некоторыми трудностями.  Развитие «мышечного чувства» связано с преодолением страха, развитием чувства равновесия. При одобрении и поддержке взрослых физические возможности ребенка стремительно увеличиваются и развиваются все стороны личности.

  • 1 год 6 месяцев – поднимается по детской лесенке чередующимся шагом, спускается – приставным, бросает мяч движением от себя двумя руками вниз, вверх.

К данному периоду ребенок уже может  несколько координировать свои движения. Такая деятельность требует от ребенка совмещения функций зрения, осязания, мышечных усилий. Направленность действий на этом этапе и впоследствии позволяет, в частности, выявить признаки невропатологии и направить ребенка на консультацию к специалисту соответствующего профиля.

  • 1 год 9 месяцев – проходит по ограниченной поверхности, не оступаясь, хорошо бегает.

Бег, как способ передвижения, имеет достаточно сложную физиологическую природу. Как и при прямождении, необходимо преодолеть возможный страх, скоординировать работу всех функций организма. При своевременном формировании бег позволяет испытывать удовольствие от физической нагрузки, снимать напряжение, разряжать негативные эмоции.

  • 2 года – бросает мяч каждой рукой, стремясь попасть в цель, расположенную на высоте в пределах роста ребенка, меняет ходьбу на бег по команде.

Дальнейшее развитие координации движений требует довольно точного определения расстояний в пространстве, соотнесения с этими расстояниями мышечных усилий, проявлением некоторых волевых усилий. Изменение действий по команде способствует развитию произвольности. Эмоционально положительно насыщенные физические упражнения позволяют формировать произвольность в доступной для ребенка раннего возраста форме.

  • 2 года 6 месяцев – удерживает равновесие, поднимаясь по доске ловит мяч двумя руками.

Важно понимать, что как и другие сферы развития, физическое развитие во многом зависит от условий, которые создают взрослые для этого. Если условия дошкольных учреждений не позволяют реализоваться потребности в движении, то показатели развития будут снижены. Часто ребенок не может продемонстрировать уровень номы, поскольку дома или в группе детского сада физическая активность не поощрялась, а в повседневной жизни ребенок чрезмерно опекаем. В данном случае показатели зависят от тренированности малыша, доступности передвижений по доске и разнообразных игр с мячом.

  • 3 года — меняет темп, направление движения во время бега хорошо бросает и «футболит» мяч

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Показатели:

  • 1 год 3 месяца — знает названия своей одежды, предметов быта (понимание речи), пользуется лепетом, имитирует звуки (активная речь).

Годовалый ребенок понимает обращенные к нему слова взрослых, его действия можно организовать с помощью речи. И сам он начинает говорить, пока в основном с помощью лепета, непонятного большинству окружающих. Язык ребенка этого возраста аграмматичен, речь многозначна и ситуативна.  Слова не объединяются в предложения, а переходят друг в друга как междометия. Тем не менее,  такая речь позволяет расширить возможности общения малыша с близкими людьми (центральном новообразовании  данного возрастного периода),  через которое осуществляется познавательное и эмоциональное развитие.

  • 1 год 6 месяцев — показывает по просьбе взрослого части лица (понимание речи), пользуется облегченными словами (активная речь).

Как правило, к полутора годам  речь, называемая Л.С. Выготским «автономной» достигает своего расцвета и исчезает. Слова такой речи, часто необычной по звучанию и по смыслу заменяются «взрослой» речью, то есть общепринятой. Составляющие ее напоминают уже не ряд бессвязных восклицаний, а короткие предложения. Такой переход возможен только в ситуации близкого общения с взрослыми. При недостатке общения освоение речи замедляется. Этим объясняется типичное, к сожалению, недоразвитие речи детей раннего возраста. Окружающий мир наполнен механической речью, льющийся из теле и радио приемников, речевое общение с взрослым сводится к минимуму и, как следствие, освоение речи замедляется. Этот феномен подтверждает  и наблюдаемая задержка речевого развития в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

  • 1 год 9 месяцев – понимает несложный рассказ по сюжетной картинке (понимание речи), отвечает на вопрос взрослого «где?», «»кто?», «что?», во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями (активная речь).

Таким образом, определяя уровень развития речи, мы косвенно определяем уровень общения ребенка с окружающими. В свою очередь, освоение речи ведет к расширению круга общения – ребенок уже может общаться с другими, не только близкими,  взрослыми, с детьми. Активная речь ребенка возникает по поводу общения в совместной деятельности – необходимости ответить на вопрос или что-то сказать по поводу того, что делается вместе. Поэтому речевая активность чаще проявляется в общении с взрослым. Вступая в разговор со сверстником, ребенок мало вникает в речь  другого ребенка, дети не всегда отвечают друг другу. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку»), или действие и место действия («мишка там»).

  • 2 года — понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка (понимание речи), при общении пользуется трехсловными предложениями (активная речь).

На данном этапе  быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый. В 2 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить.

  • 2 года 6 месяцев — говорит многословными предложениями (более трех слов) задает вопросы «где?», «когда?», «куда?» (активная речь)

Интенсивно развивается активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются фразы, вопросы, обращенные к взрослым. Что проговаривается в таких случаях? В основном, практические действия ребенка, в которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную с взрослым деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе

  • 3 года — употребляет сложные придаточные предложения, достаточный словарный запас (до 1500 произносимых слов).

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов, усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений.

 СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Показатели:

  • 1 год 3 месяца – находит кубик, мячик по просьбе взрослого, раскладывает однородные предметы, резко различающиеся по величине на две группы.

Помимо речи, в раннем возрасте развиваются другие психические функции —  восприятие, мышление, память, внимание. Раннее детство интересно тем, что среди всех этих взаимосвязанных функций доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. С другой стороны, в процессе действий с предметами ребёнок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами — формой, величиной, цветом, массой и т. п.

  • 1 год 6 месяцев – находит игрушку такого же цвета по просьбе взрослого, ориентируется в двух разных величинах (большой / маленький).

Тесная связь развития зрительного восприятия и деятельности проявляется сначала при формировании представлений о форме и величине, т. е. о свойствах, которые необходимо учитывать в практическом действии, а  затем к полутора годам представление о цвете (Л.А.Венгер, В.С. Мухина.)

  • 1 год 9 месяцев –различает 3-4 основные цвета, находит из трех величин одной формы предмет «большой», «поменьше», «маленький»

В этот период происходит резкое повышение цветоощущений у детей, которое после двух лет нарастает уже медленнее. Необходимо обучение детей практическому  выделению величины и цвета, соотнесению действий рук с величиной и цветом предметов. Именно взрослый должен дать правильные названия признаков предметов и способов действий с ними.

  • 2 года –учится подбирать предметы по оттенкам (синий – фиолетовый, красный – оранжевый), может назвать один цвет собирает пирамидку из 3-4 колец, учитывая размер.

Большую роль на этом этапе приобретают автодтдактические (самообучающие) игрушки. Осуществляется формирование умения удерживать в представлении и мысленно соотносить между собой величины и цвет разных предметов, осуществлять выбор по представлению.

  • 2 года 6 месяцев –различает 4 — 6 контрастных форм предметов ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета.

К этому периоду важно сформировать у ребенка умения вычленять форму предметов зрительно, соотносить объёмную форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, используя способы примеривания  и наложения, по представлению сопоставлять фигуры. Актуальным становится не только обучение детей соединять представление о цвете со словом-названием, формирование умения производить выбор цвета по слову, но переведение понятия в активную речь.

  • 3 года — называет некоторые геометрические фигуры называет 4 основных цвета и некоторые оттенки

Возможности ребенка в этот период достаточно широки. По мнению ученых, ребенок 3 года жизни может усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник), 8 цветах. Но не всегда это знание дети могут выразить.

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ (МЕЛКАЯ МОТОРИКА)

Показатели:

  • 1 год 3 месяца – нанизывает кольца на стержень, чиркает карандашом по бумаге.

Предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста с  года до трех, как известно, является ведущим видом  деятельности (Леонтьев А.И.) данного периода развития. То есть это та деятельность, от которой зависят основные психологические изменения в данный период,  и   внутри которой формируются новые виды деятельности. На первых  этапах она выражается в манипулировании,  поскольку мотив деятельности заключается  в  самом  предмете,  в  способе его  употребления. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.

  • 1 год 6 месяцев – раскладывает знакомый объемный предмет в соответствующие отверстия в ящике, строит башню из 3-4 кубиков.

Начинается развитие перцептивных действий, которые позволяют детям раннего возраста не только производить различение свойств предметов на «сигнальном» уровне, т.е. производить поиск, обнаружение,  сравнение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств, их подлинное восприятие на основе образа. Этот сложный психологический процесс выражается в правильном заполнении форм диагностического ящика, наложении похожих предметов друг на друга.

  • 1 год 9 месяцев – сгибает лист бумаги, воспроизводит из кубиков несложные постройки.

В этом возрасте весьма важна социальная  ситуация   совместной  деятельности  ребенка  и   взрослого. В этой ситуации способ  действия с  предметом, образец  действия принадлежит взрослому,  а  ребенок  в  то же  время должен выполнять  индивидуальное действие. В таком случае совершенствуются как орудийные действия, так   и соотносящие, в конечном итоге приводящие к формированию продуктивных форм деятельности.

  • 2 года – в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые линии собирает, вкладывая меньшее в большее матрешки, колпачки, формочки (3- 4 составляющие).

Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это, скорее, каракули. Инструмент (карандаш, кисть, мел) скорее предметы, оставляющие следы. На данном этапе происходит качественный скачок — уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом. Это дает возможность уже в 2,5 года ребенку вполне отчетливо нарисовать человека – «головонога». Усложняются и соотносящие действия.

  • 2 года 6 месяцев – использует постройки из кубиков в игре, переделывая их строит башню из 10 кубиков в сочетании различных цветов и размеров.

На данном этапе ребенком уже явно демонстрируется очевидная связь действия и мышления,  что и  принято называть  наглядно-действенным мышлением, а Ж. Пиаже называл «сенсомоторным интеллектом». Как видно из самого названия, оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. Примерно в двухлетнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, но на протяжении всего раннего детства основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность.

  • 3 года — раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Показатели:

  • 1 год 3 месяца – подражает движениям, мимике, жестам («читает» как папа), воспроизводит одно игровое действие (кормит куклу).

Как отмечалось ранее, в это время в совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Ключевую роль играет взрослый, который учит его тому, как следует использовать предметы, что нужно делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу. Подражательные действия, характерные для ребенка данного возраста, обретают большую свободу  через самостоятельное манипулирование с игрушками.

  • 1 год 6 месяцев – производит в игре два и более действий (кормит, причесывает, укладывает спать) переносит знакомое действие на другой предмет (кормит и куклу и мишку).

Мышление ребенка раннего возраста развивается в процессе практической деятельности. Но существует и обратный процесс. Не только мышление развивается благодаря внешней деятельности. Совершенствуются и сами предметные действия. Они приобретают обобщенный характер, отделяясь от тех предметов, на которых они были первоначально усвоены. Происходит перенос освоенных действий в другие условия. Вслед за отделением действий от предметов, с которыми они были связаны,  и их обобщением, у ребенка появляется способность соотносить свои действия с действиями взрослых, воспринимать действия взрослого как образцы.

  • 1 год 9 месяцев воспроизводит последовательность действий использует предметы-заместители.

Для развития игры важно появление символических или замещающих действий. Действуя с предметами в повседневной жизни малыш в этот период чаще всего использует их только по назначению. Для него очень важна закрепленная функция предметов. Другое дело – игра. А этой области ребенок начинает свои эксперименты с предметным миром. Скажем, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах ребенка в машину. Такие игры непродолжительны и возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Но на следующем возрастном этапе они станут одним из источников сюжетно-ролевой игры. Возможности замещения в дальнейшем нарастают и к трем годам почти любая вещь может стать чем угодно в игровой ситуации. На этом этапе ребенок использует подходящие по параметрам замены, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати. Развитие игровых действий прослеживается не только в возможности использовать подходящий материал, но и удерживать игровые действия в некоторой последовательности, когда одно действие вытекает из другого.

  • 2 года – играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками, принимает участие в игре-инсценировке.

Роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста весьма велика. Начало раннего возраста характерно тем, что обретая определенную самостоятельность в передвижении, интерес к миру у ребенка активизируется в присутствии взрослых, а при их отсутствии малыш становится вялым, малоподвижным. При положительном отношении, поддержке со стороны взрослого активность ребенка возрастает и он постепенно  начинает проявлять интерес к сверстникам. При этом интерес, сопереживание может быть подготовлено и предложено именно взрослым. Нарушения детско-родительских отношений, нерациональная модель взаимодействия педагогов с детьми раннего возраста приводят к аффективной привязанности и отсутствию интереса к сверстникам.

  • 2 года 6 месяцев – игра носит сюжетный характер, отражается взаимосвязь и последовательность действий играет вдвоем со сверстником.

В этом возрасте можно проследить возникновение зачатков сюжетной игры – возникает последовательность игровых событий, партнеры по игровой деятельности. Начинается вызревание нового ведущего вида деятельности – игры. Игра как процесс все больше и больше захватывает ребенка.

  • 3 года – появляются элементы ролевой игры (исполняет роль мамы), выполняет правила в подвижной игре.

К концу раннего возраста происходит смена ведущего вида деятельности. Предметно- манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста входит в группу, которую составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны (в дальнейшем это будет учебная деятельность младшего школьника). Маленький ребенок овладевает предметными действиями с ложкой или стаканом, ребенок старшего возраста — математикой и грамматикой, их деятельность мало похожа внешне но, по существу, и то и другое — освоение элементов человеческой культуры. На смену им приходят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. В младенчестве это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию и глубине, но представляют собой деятельности одного типа, имеющие дело, главным образом, с системой отношений «человек — человек». Именно период 3 лет является рубежом, на котором у ребенка возникает самосознание и желание жить жизнью взрослых, что возможно на данном этапе в сюжетно-ролевой игре.

НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Показатели:

  • 1 год 3 месяца – пьет из чашки, ест густую пищу самостоятельно.

Отношение специалистов к развитию навыков самообслуживания во многом неоднозначно.  Новообразования в данной области воспринимаются как общественно значимые, облегчающие пребывание ребенка раннего возраста в зоне дошкольного учреждения. И это, безусловно так. Но не менее важным является развитие самостоятельности как личностного образования, показателя активности ребенка, адекватности отношений со взрослым. Кризис 3 лет «Я сам!» легко преодолевают дети, овладевшие навыками самообслуживания. При их отсутствии кризис выражается через негативизм, отторжение близких.

  • 1 год 6 месяцев – ест полужидкую пищу ложкой, просится на горшок.

Развитие самостоятельности на этом этапе связано с овладением орудийными действиями, развитием координации движений, развитием моторики. Мы можем наблюдать переход действия по самообслуживанию от совместного к самостоятельному:  за  взрослым сохраняется  контроль и  оценка  выполняемого ребенком действия. Формирование желательных действий всегда эмоционально окрашено (поощрение желательного действия, негативное отношение к нежелательному). Отсутствие реакции взрослого ведет к замедлению развития навыков самообслуживания.

  • 1 год 9 месяцев – всегда своевременно просится на горшок, отрицательно относится к нарушению опрятности.

Один из важнейших моментов этого периода – развитие произвольности поведения. Ребенок очень непосредственен, мотивы все время разные, а нужно научиться контролировать себя, выполнять ненужные с точки зрения природы действия. Такими маркерами является соблюдение опрятности, подталкиваемое осознанием чувства дискомфорта.

  • 2 года – частично раздевается, пользуется носовым платком.

Данные показатели помогают отследить активность ребенка по отношению не только к эмоционально окрашенным игрушкам, предметам окружающего, а к обыденным повседневным вещам. Процесс будет происходить быстрее, если одежда ребенка будет приспособлена для этого – легко сниматься, будет внешне яркой и занимательной.

  • 2 года 6 месяцев – одевается, застегивает одну – две пуговицы, выполняет простые поручения, помогает взрослым в быту.

Возможности ребенка раннего возраста достаточно велики. Исследования говорят о том, что оказывать посильную помощь взрослому в быту ребенок может с 1,5 лет и даже ранее. На этом этапе вопрос в том, хочет он оказывать эту помощь, хочет ли он самостоятельно одеваться или скорее склонен занимать пассивную позицию.

  • 3 года — полностью самостоятельно одевается, пользуется расческой.

Если начало раннего возраста начинается под девизом «Научи меня, что мне с этим делать, помоги мне», то завершается девизом «Я сам». Развитие навыков самообслуживания являются показателями социального, личностного, физического развития ребенка.

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Показатели:

  • 1 год 3 месяца – заражается чувствами сверстников: плачет, смеется, эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии.

Социально-эмоциональное развитие ребенка раннего возраста основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым, поэтому окружающий мир отражается в ребенке как в зеркале. Заражение чувствами является механизмом социальной адаптации. Проявлением такого же механизма является изберательное отношение к различно эмоционально окрашенным сигналам, в том числе музикальным.

  • 1 год 6 месяцев – чаще всего эмоционально уравновешенное, спокойное, деловое состояние в течение дня, с удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.

Предметно-манипулятивная деятельность, как ведущая в этом возрасте, требует делового общения. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить ему любимую или новую игрушку, заняться с ним чем-то интересным — и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Аффективные реакции чаще всего связаны с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или
непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя.

  • 1 год 9 месяцев – подражает взрослым в ситуации радости, огорчения, тревоги, самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными высказываниями.

Взаимодействие с детьми раннего возраста имеет свои особенности во всех сферах: общении, игре, занятиях. Общение с малышами характеризуется наличием более тесного эмоционально-личностного контакта в сравнении с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. На востоке было принято, чтобы с маленьким ребенком регулярно общался человек, который умел ярко проявлять свои эмоции.  Перевод эмоциональных реакций из зоны общения со взрослым в игру демонстрирует новую ступень развития эмоций.

  • 2 года – сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, может определить свое состояние: «Мне больно», «мне радостно», «Я хочу».

Для понимания развития мы не можем рассматривать ребенка как обособленного индивида, необходимо учитывать социальную ситуацию, в которую включены все его проявления. Насколько ребенок готов реагировать на проявления эмоций других людей? Насколько он может определить свое состояние и довести его до окружающих?  Д.  Б. Эльконин  предполагал,  что в младенчестве ребенок  ведет  себя так, как  будто  он хочет того, чего хочет взрослый. В раннем возрасте ребенок  уже гораздо  чаще хочет сам, но, по словам Руссо, в этом возрасте хотеть он должен то, что хочет взрослый. Д.  Б.  Эльконин предполагал,   что  обобщенные  желания  заключаются  в  стремлении  ребенка действовать самому  и как взрослые люди.

  • 2 года 6 месяцев – сохраняет чувство привязанности к папе, маме, беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается, хочет быть хорошим, проявляет чувство гордости за себя и родителей («Папа самый сильный»).
  • 3 года — присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь, сочувствие, жалость, зависть и т.д. , проявляет инициативу, независимость.

Кризис  трех лет  представляет  собой  ломку  взаимоотношений,  которые существовали до сих  пор между ребенком и взрослым. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. А это требует от ребенка новых чувств, эмоциональных реакций, мотивов и способов действия. Важный источник развития ребенка —  общение. Расти и развиваться маленький ребенок может только в атмосфере уважения, доверия и любви.

 

Материал подготовлен психологами дошкольных образовательных организаций г. Череповца