Как реагировать на проблемное поведение с целью получить желаемое?

Ментальные нарушения

Прикладной анализ поведения (ABA) основан на принципах любого человеческого поведения, и эти принципы предоставляют вам бесконечное число вариантов для действий. Возможные стратегии ограничены лишь вашими знаниями.

В этой статье рассмотрим 2 процедуры влияния: «счет и просьба, если ребенок что-то хочет и использует неприемлемый способ, чтобы этого добиться (крики, агрессия). Фактически с помощью этой процедуры вы учите ребенка просить то, что ему нужно, уместным способом. И вторая процедура — «уйти и вырваться». Эта техника применяется в тех случаях, когда ребенок просит что-то, что вы не можете ему дать. Ниже приводятся подробные описания обеих процедур.

Процедура «счет и просьба»

Скажите ребенку прекратить поведение или скажите ему «тихо» и начинайте считать. Вы можете считать вслух или показывая пальцы для обратного отсчета.

Если проблемное поведение продолжается во время счета, то начинайте считать заново. Однако не начинайте считать больше 3 раз (у ребенка есть только 3 возможности успокоиться).

Если ребенок убегает или уходит, прекращайте счет.

Если вы завершили счет, и у ребенка не было во время него проблемного поведения, то подскажите ребенку, как попросить желанный предмет или занятие с помощью приемлемой формы коммуникации (это может быть устная речь, жестовый язык, карточки PECS, указательный жест или прикосновение).

Предоставьте желанный предмет в ответ на правильную коммуникацию, обязательно поощрите ребенка за приемлемую просьбу.

Процедура «уйти и вырваться». Ребенок что-то хочет, но он не может это получить (дома).

Скажите «нет», и, если ребенок примет такой ответ, предоставьте ему за это поощрение или похвалите.

Если началось проблемное поведение, уходите прочь от ребенка.

Не пытайтесь переключить ребенка на какую-либо деятельность.

Возвращайтесь только в том случае, если нужно обеспечить безопасность ребенка или целостность вещей, но при этом не разговаривайте и старайтесь как можно меньше смотреть на ребенка. Снова уходите от него.

Если ребенок начинает хватать или тянуть вас, то освободитесь от него и займитесь своими делами.

Если проблемное поведение прекратилось на 1 минуту, то вернитесь и направьте ребенка на какую-либо деятельность.

Процедура уйти и вырваться. Ребенок что-то хочет, но он не может это получить (в общественном месте).

 

Скажите «нет», и если ребенок принимает «нет», предоставьте ему поощрение.

Если началось проблемное поведение, дайте ребенку какую-нибудь инструкцию на сотрудничество, которая подходит месту, где находится ребенок. Например, в школе можно просто направить его на следующую деятельность («Собери игрушки»). Как только ребенок выполнил инструкцию на сотрудничество, вы можете его поощрить.

Если проблемное поведение продолжается, будьте готовы его игнорировать (помните, что вы игнорируете поведение, а не ребенка). Старайтесь, насколько это возможно, не вознаграждать неприемлемое поведение, например, не уходите из магазина, потому что ребенок не прекращает плакать.

Полезные советы

  1. Поощрение и подкуп — это не одно и то же. Если вы не уверены, что именно вы сейчас используете, спросите себя — желательное поведение, в результате, должно стать более частым или более редким. Это поощрение, только если в результате целевое поведение начинает происходить чаще.

 

  1. Хороший способ научить детей принимать ответ «нет» — это сначала учить их понятию «нет, но…». Например: «Нет, я не дам тебе мороженое, но ты можешь попить сока». Фактически вы сразу предоставляете ребенку альтернативный выбор. Впоследствии вы начнете использовать вперемешку «нет, но…» и просто «нет» до тех пор, пока ребенок не сможет принимать отрицательный ответ.

 

 

  1. Если процедура счет и просьба не сработала, подождите как минимум 10 минут, прежде чем попробовать снова. Не надо бросаться успокаивать ребенка или прекращать проблемное поведение любым способом. Ребенок поймет, что у него есть ограниченное количество возможностей для правильной просьбы, прежде чем вы уйдете, и возможность для получения поощрения исчезнет.

Источник: http://outfund.ru/kak-reagirovat-na-problemnoe-povedenie-s-celyu-poluchit-zhelaemoe/