Арт-терапевтические занятия для детей с ДЦП
Для максимального эффекта реабилитации детей с ДЦП необходима планомерная каждодневная работа. Ниже предлагаются несложные арт-терапевтические коррекционно-педагогические методики для систематической работы с детьми в домашних условиях.
Арт-терапия — это специализированная форма психотерапии, связанная с использованием различных художественных материалов, созданием образов и с процессом реагирования пациента на созданные им продукты творческой деятельности, которые отражают особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать какую-либо проблему наиболее удобным для психики способом. Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию.
7Подготовительный этап
На этом этапе необходимо обогатить запас знаний об окружающем мире, воспитать интерес к изобразительной деятельности, развить общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку. Ребенок учится правильно сидеть во время рисования, держать карандаш и кисть, знакомится с плоскостью листа, усваивает простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение прямых линий в заданном направлении и т. д.). Важные умения — предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, осязательно-двигательный анализ предмета, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета.
Для снижения тонуса мышц нужно максимально сгибать и разгибать кисти и пальцы перед работой.
Дети с достаточно развитыми движениями и саморегуляцией могут выполнять упражнения на расслабление самостоятельно.
Дошкольникам можно предложить тренинг мышечного расслабления. Ощущение расслабления будет сильнее, если ему предшествовало напряжение. При этом внимание ребенка фиксируется на расслаблении, делается упор на то, что ненапряженное, спокойное состояние приятно.
Одновременно с расслаблением происходит воспитание «чувства мышцы».
Рекомендуется выполнять упражнения под спокойную, медленную музыку.
Упражнения на освоение и закрепление позы покоя
и расслабление мышц рук
Поза покоя
Принять удобную позу; если ребенок может, сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.
Чтобы плавно танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Нужно прежде научиться
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление приятно!
Кулачки
Сожми пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожми их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Тебе неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушай и делай, как я. Спокойно. Вдох — выдох.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением.
Пальчики прижаты.
(Сжать пальцы)
Пальчики сильней сжимаем —
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить
Расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики.
Олени
Представь себе, что мы — олени. Подними руки над головой, скрести их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напряги руки. Они стали твердыми. Трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быст9ро опусти руки, урони их на колени. Расслабим руки. Спокойно, вдох — выдох.
Посмотрите: мы — олени.
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих. Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Упражнения на расслабление мышц шеи
Любопытная Варвара
1) Поверни голову влево, постарайся сделать это так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены. Потрогай шею справа: мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Теперь также — в другую сторону. Вдох — выдох.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед —
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена,
А расслаблена.
Движения повторяются по два раза в каждую сторону.
2) Теперь подними голову вверх. Посмотри на потолок. Сильнее откинь голову назад. Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямись. Легко стало, свободно дышится. Вдох — выдох.
А Варвара смотрит вверх.
Выше всех, все дальше вверх!
Возвращается обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
А расслаблена.
3) А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрями шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох —выдох.
А теперь посмотрим вниз —
Мышцы шеи напряглись.
Возвращаемся обратно —
Расслабление приятно!
Шея не напряжена,
А расслаблена.
Контрастные ванночки
В последние годы для нормализации тонуса мышц все большее значение приобретает методика локальной гипотермии. Воздействие холодом способствует расслаблению спастичных мышц, уменьшению гиперкинезов, увеличению силы и объема движений пораженных конечностей. Возможно воздействие льдом, холодной водой, контрастное попеременное воздействие холодом и теплом. Самый простой способ — контрастные ванночки. В одну миску наливают горячую воду с морской солью (столовая ложка) или хвойным экстрактом, в другую — холодную. Ребенок на несколько секунд опускает попеременно руки в миски, начиная с горячей и заканчивая холодной водой.
Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала проводят кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше (5–6 секунд) в точке между большим и указательным, затем дают ребенку «помылить» льдом руки. После этого руки растирают полотенцем, можно погрузить их в горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру полезно завершить, положив на руки груз — мешки с солью, песком. Эффект криотерапии ощущается несколько часов, причем с каждым сеансом становится все более стойким (но до определенного предела).121
Массаж рук
Полезно также делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы.
Предлагаем комплекс для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой:
-
Поглаживание по тыльной поверхности от кончиков пальцев вдоль руки к лучезапястному, локтевому и плечевому суставам;
-
Потряхивание руки;
-
Круговые повороты кисти, прокручивание при фиксированном локтевом суставе (ладонью захватывается кисть ребенка со стороны ладонной поверхности);
-
Сгибание кисти вправо-влево;
-
Спиралеобразные движения по пальцам от кончиков к основанию;
-
Вращение пальцев кисти (отдельно каждого);
-
Сгибание пальцев в кулачок (большой палец сверху); затем каждый палец разгибается отдельно;
-
Поглаживание каждого пальца от кончика к основанию с четырех сторон;
-
Круговые движения пальцами по тыльной поверхности кисти ребенка;
-
Поглаживание тыльной поверхности кисти от пальцев до локтя с придавливанием по наружной стороне руки и легким поглаживанием с внутренней стороны;
-
Разминание каждого пальца вверх-вниз; отведение и приведение всех пальцев;
-
Сгибание пальцев по фалангам;
-
«Колечки» из пальцев — большого и поочередно всех остальных;
-
Соединение ладони с ладонью, пальцев с пальцами; «фига» между всеми пальцами;
-
Расслабление кисти потряхиванием (при этом нужно фиксировать руку ребенка у локтя);
-
Похлопывание кистью ребенка по руке проводящего массаж;
-
Смыкание пальчиков обеих рук и постукивание пальчика о пальчик, ноготка о ноготок;
-
Интенсивный массаж кончиков пальцев с соскальзывающим движением между зажатыми двумя пальцами родителя по ногтевой фаланге.
Самомассаж
Ребенку с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить самому сделать массаж кистей и пальцев рук. Вот комплекс упражнений:
-
Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз;
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание, затем опять растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
- Массаж грецким орехом: положив орех между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. (Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая их друг через друга, одной рукой, затем другой).
- Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
-
Хороший массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Этот материал обеспечивает разнообразные ощущения при прикосновении.
Изготовьте шарики из теста, а затем, закрыв глаза, помните его, покатайте шарики по внутренней и наружной стороне ладоней, приложите тесто к пульсу и попросите ребенка вспомнить о каком-нибудь радостном событии из его жизни, после чего вылепите из теста то, что может напоминать об этом событии. Возьмите цветные мелки и нарисуйте то, что вам представлялось в образе. Опишите процесс создания теста и его «жизнь» от первого лица. Создайте отпечатки в тесте разных предметов.
123
-
Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует и развитию речи, так как проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны. Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе.
При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно. Выполнение комплекса упражнений в форме игры позволяет вызвать интерес ребенка к пальчиковой гимнастике.
При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов