Что такое задержка речи?
Консультации логопеда
Консультации специалистов по раннему развитию
Тяжелые нарушения речи
Это более медленное усвоение языка, чем у сверстников. Интеллектуальные способности малыша сохранны, но при этом могут быть нарушены сроки появления речи, есть явные дефекты произношения, скудный словарный запас, грубые ошибки при грамматическом оформлении речи.
Как понять, что у ребёнка – задержка речи? Мы не будем перечислять, что “должен” делать ребёнок в разном возрасте, какое количество слов/звуков он “должен” произносить. Назовём маркеры поведения, которые должны вас насторожить.
Возраст: до 1 года
• Малыш не издаёт звуков, кроме плача и крика (нет гуления, слоговых дорожек вида “нга-нга” или “ба-ба”)
• Он постоянно держит рот открытым, не сглатывает слюну
• Имеет явные проблемы с сосанием, проглатыванием
• Не выражает эмоции звуками (смех, визг)
• Не реагирует на реплики взрослого, не смотрит на говорящего
• Не подражает звукам (кашель, рычание)
• Не может пить из чашки
• Не пугается громких звуков, не ищет источник звука
• Не реагирует эмоционально на строгий или нежный тон
Возраст: 1-2 года
• Ребёнок не смотрит в глаза
• Не отзывается на имя
• Не использует указательный жест
• Раскачивается всем телом (больше 10 минут, часто повторяет)
• Не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные)
• Неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
• В 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, “дай сок”, “хороший котик” и др.). Слова могут быть и невнятными, важно, чтобы в них была суть.
• Проявляет полевое поведение – бежит “в никуда”, бесцельно ходит по дому
Возраст: 2-3 года
• Малыш не может на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
• Ребёнок не может соединить слова в простые фразы
• Ближе к 3 годам у него нет самостоятельной речи (употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.).
• В основном, ребёнок использует неречевые средства общения (жесты, мимику).
Читайте далее:
• Проблемы с речью у детей 3-5 лет
• Причины задержки речи
• Что делать, если вы обнаружили тревожные симптомы?
• Как “подстелить соломки” и избежать проблем с речью в будущем?
В возрасте 3-5 лет мы исходим из того, что ребёнок разговаривает, но что-то в его речи смущает родителей. Вот, на что стоит обратить внимание:
• Ребёнка понимают только родители, для окружающих его речь неразборчива.
• Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ). Звуков Р и Л может не быть до 5 лет.
• Малыш произносит “горловое Р” (картавость).
• Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
• Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова. Лексика состоит преимущественно из существительных, глаголы и описательные прилагательные встречаются редко.
• Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам (“собака пошёл”).
• В предложениях часто нарушается порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.
• В голосе нет интонаций.
Какие бывают причины задержки речи?
• Родовые травмы
• Общая недоразвитость речевого аппарата
• Психоневрологические нарушения
• Проблемы со слухом
• Наследственный тип позднего развития речи
• Социальные причины (мало общения, постоянно включённый телевизор, искажение взрослыми своей речи)
Что делать, если вы обнаружили у своего ребёнка перечисленные выше признаки?
Необходима консультация со специалистами. Начать стоит с логопеда, дальше он может подключить детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Если логопеда в поликлинике нет, посетите педиатра.
Как избежать задержки речи у ребёнка?
Чаще всего, задержка речи – явление временное. Если ей не сопутствуют неврологические нарушения или физиологические проблемы, то всё поправимо.
Самый лучший способ устранить проблемы с речью – не доводить до них!
А для этого:
• С раннего возраста общайтесь с ребёнком, чаще называйте его по имени. Задавайте вопросы и сами же на них отвечайте, комментируйте свои действия – так вы вовлекаете ещё неговорящего малыша в диалог.
• Не коверкайте речь (“мафынка”). А вот использовать “детский язык” (“биби” вместо “машина”) можно, в раннем возрасте это даже полезно. А вот после 2 лет стоит перестать.
• После года создавайте малышу мотивацию для общения. Отлично подходят для этого ролевые игры с игрушками (вы играете за персонажа и спрашивайте малыша “Куда Катя пошла? Катя пошла буль-буль, купаться! Как Катя купается? Буль-буль!”. В игре ребёнок не чувствует давления (“скажи, повтори”) и заговорит естественно.
• Развивайте артикуляционный аппарат – для этого подходят стихи, слоговые дорожки.
• Читайте малышу книги, особенно стихи. Они тренируют фонематический слух. Когда ребёнок будет знать стихи наизусть, пропускайте слова, чтобы он мог сказать их сам.
• Занимайтесь развивитием мелкой и крупной моторики – массажики, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина, перебор предметов и т.д.
Лучший подход к развитию речи – комплексный. Поэтому мы собрали все советы и упражнения от логопедов и превратили их в игровой комплект под названием “Умница.Говорим”. Тут всё уже готово – игры на каждый день, красивые материалы (книжки, игрушки, карточки, игровые поля), продуманная методика. Подходит для детей с рождения!
А дополнить комплект рекомендуем наборами поменьше – “Бормоталки” и “Подражалки” рассчитаны на детей от 1, 5 лет. Они тренируют сложные звуки и избавляют от “каши во рту”. Занятия по ним требуют лишь несколько минут в день, играть можно в дороге или прямо на ходу!