Что такое задержка речи?

Консультации логопеда

Консультации специалистов по раннему развитию

Тяжелые нарушения речи

Это более медленное усвоение языка, чем у сверстников. Интеллектуальные способности малыша сохранны, но при этом могут быть нарушены сроки появления речи, есть явные дефекты произношения, скудный словарный запас, грубые ошибки при грамматическом оформлении речи.

Как понять, что у ребёнка – задержка речи? Мы не будем перечислять, что “должен” делать ребёнок в разном возрасте, какое количество слов/звуков он “должен” произносить. Назовём маркеры поведения, которые должны вас насторожить.

Возраст: до 1 года
•    Малыш не издаёт звуков, кроме плача и крика (нет гуления, слоговых дорожек вида “нга-нга” или “ба-ба”)
•    Он постоянно держит рот открытым, не сглатывает слюну
•    Имеет явные проблемы с сосанием, проглатыванием
•    Не выражает эмоции звуками (смех, визг)
•    Не реагирует на реплики взрослого, не смотрит на говорящего
•    Не подражает звукам (кашель, рычание)
•    Не может пить из чашки
•    Не пугается громких звуков, не ищет источник звука
•    Не реагирует эмоционально на строгий или нежный тон

Возраст: 1-2 года
•    Ребёнок не смотрит в глаза
•    Не отзывается на имя
•    Не использует указательный жест
•    Раскачивается всем телом (больше 10 минут, часто повторяет)
•    Не реагирует и не привлекает близких к реакции на значимые события (радостные или удивительные)
•    Неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
•    В 2 года малыш не использует простых словосочетаний (например, “дай сок”, “хороший котик” и др.). Слова могут быть и невнятными, важно, чтобы в них была суть.
•    Проявляет полевое поведение – бежит “в никуда”, бесцельно ходит по дому

Возраст: 2-3 года
•    Малыш не может на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
•    Ребёнок не может соединить слова в простые фразы
•    Ближе к 3 годам у него нет самостоятельной речи (употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.).
•    В основном, ребёнок использует неречевые средства общения (жесты, мимику).

Читайте далее:
•    Проблемы с речью у детей 3-5 лет
•    Причины задержки речи
•    Что делать, если вы обнаружили тревожные симптомы?
•    Как “подстелить соломки” и избежать проблем с речью в будущем?

В возрасте 3-5 лет мы исходим из того, что ребёнок разговаривает, но что-то в его речи смущает родителей. Вот, на что стоит обратить внимание:
•    Ребёнка понимают только родители, для окружающих его речь неразборчива.
•    Недоразвит фонематический слух – ребенок не различает и неправильно произносит близкие по артикуляции звуки (С и Ш, З и Ж, Ч и Щ). Звуков Р и Л может не быть до 5 лет.
•    Малыш произносит “горловое Р” (картавость).
•    Искажена слоговая структура сложных слов, слоги переставляются, пропускаются, заменяются другими.
•    Словарный запас беден, в нем отсутствуют сложные слова. Лексика состоит преимущественно из существительных, глаголы и описательные прилагательные встречаются редко.
•    Слова в предложениях не согласованы по родам, падежам и числам (“собака пошёл”).
•    В предложениях часто нарушается порядок слов, пропускаются или неправильно употребляются предлоги.
•    В голосе нет интонаций.

Какие бывают причины задержки речи?
•    Родовые травмы
•    Общая недоразвитость речевого аппарата
•    Психоневрологические нарушения
•    Проблемы со слухом
•    Наследственный тип позднего развития речи
•    Социальные причины (мало общения, постоянно включённый телевизор, искажение взрослыми своей речи)

Что делать, если вы обнаружили у своего ребёнка перечисленные выше признаки?
Необходима консультация со специалистами. Начать стоит с логопеда, дальше он может подключить детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Если логопеда в поликлинике нет, посетите педиатра.

Как избежать задержки речи у ребёнка?

Чаще всего, задержка речи – явление временное. Если ей не сопутствуют неврологические нарушения или физиологические проблемы, то всё поправимо.

Самый лучший способ устранить проблемы с речью – не доводить до них!
А для этого:
•    С раннего возраста общайтесь с ребёнком, чаще называйте его по имени. Задавайте вопросы и сами же на них отвечайте, комментируйте свои действия – так вы вовлекаете ещё неговорящего малыша в диалог.
•    Не коверкайте речь (“мафынка”). А вот использовать “детский язык” (“биби” вместо “машина”) можно, в раннем возрасте это даже полезно. А вот после 2 лет стоит перестать.
•    После года создавайте малышу мотивацию для общения. Отлично подходят для этого ролевые игры с игрушками (вы играете за персонажа и спрашивайте малыша “Куда Катя пошла? Катя пошла буль-буль, купаться! Как Катя купается? Буль-буль!”. В игре ребёнок не чувствует давления (“скажи, повтори”) и заговорит естественно.
•    Развивайте артикуляционный аппарат – для этого подходят стихи, слоговые дорожки.
•    Читайте малышу книги, особенно стихи. Они тренируют фонематический слух. Когда ребёнок будет знать стихи наизусть, пропускайте слова, чтобы он мог сказать их сам.
•    Занимайтесь развивитием мелкой и крупной моторики – массажики, пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина, перебор предметов и т.д.

Лучший подход к развитию речи – комплексный. Поэтому мы собрали все советы и упражнения от логопедов и превратили их в игровой комплект под названием “Умница.Говорим”. Тут всё уже готово – игры на каждый день, красивые материалы (книжки, игрушки, карточки, игровые поля), продуманная методика. Подходит для детей с рождения!

А дополнить комплект рекомендуем наборами поменьше – “Бормоталки” и “Подражалки” рассчитаны на детей от 1, 5 лет. Они тренируют сложные звуки и избавляют от “каши во рту”. Занятия по ним требуют лишь несколько минут в день, играть можно в дороге или прямо на ходу!