Рубрика «ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ». СТЕРЕОТИПИИ И АУТОСТИМУЛЯЦИИ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Ранний возраст

 На повестке дня еженедельная рубрика «ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ»!

Что делать родителям, если у ребенка раннего возраста с ОВЗ
появились трудности в поведении?

БЛОК 6: СТЕРЕОТИПИИ И АУТОСТИМУЛЯЦИИ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Стереотипные движения: монотонные, ритмично повторяющиеся
движения: раскачивание корпуса, повороты головы, открывание и закрывание рта, кружение на месте, бег по кругу, размахивание руками «как крылышками», подпрыгивание, гудение или скрип зубами и др.

Стереотипные действия с предметом: однообразные и длительные действия с предметами (иногда с любимыми) кручение колесиков у игрушечной машинки (иногда лежа на животе), открывание и закрывание крышечки у бутылки,потряхивание палочки и др.

Аутостимуляции: в результате своих действий ребенок получает
интересные ему впечатления — слуховые, зрительные, тактильные
или ощущения от своего тела. Эти ощущения приносят ему удовольствие, и ребёнок стремится воспроизводить их многократно.

Стереотипии и аутостимуляции могут наблюдаться у детей с нарушениями развития, такими как: расстройства аутистического
спектра, нарушения зрения, умственная отсталость, задержка психического развития.

С помощью стереотипий и аутостимуляций ребёнок
стремится успокоиться, справиться с возбуждением,
овладевающим им в следующих ситуациях:

1. Тревога. Малыш испуган или дизориентирован. В этом случае с помощью монотонного движения ребенок успокаивается.
2. Телесный и физический дискомфорт. Когда ребенок устал, голоден, не выспался, ослаблен болезнью, его нервная система действует на пределе возможностей, и ему сложнее контролировать свои эмоции, он чаще нуждается в успокоении и прибегает к аутостимуляции.
3. Бездействие. Ощущение физического обездвиживания, а также скудность двигательного опыта также вызывают двигательные стереотипии у ребёнка, который не умеет сам себя занять.
4. Завышенные требования. В периоды чрезмерной нагрузки у ребенка
также может появиться стремление избежать трудностей и уйти в пространство приятных впечатлений.

Если взрослый действует правильно, стереотипии и аутостимуляции проходят к концу дошкольного детства.

Источник: Институт коррекционной педагогики РАО.