Информация об организации информационно-просветительской работы с родителями, воспитывающими детей раннего возраста, оказании ранней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и детей «группы риска»

В 4-х региональных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи функционируют службы ранней помощи.

В 2022 году в службы ранней помощи обратилась 331 семья, воспитывающая детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), инвалидностью и детей «группы риска» (172 ребенка с ОВЗ, 30 с инвалидностью, 129 детей «группы риска»).

204 ребенка раннего возраста обследованы на специалистами Центральной и Территориальных психолого-медико-педагогических комиссий Вологодской области и получили рекомендации по созданию специальных условий для получения образования.

В целях оказания  эффективной помощи детям с ОВЗ, инвалидностью и детям «группы риска» раннего возраста, не посещающим дошкольные образовательные организации,  командой специалистов реализуются индивидуальные программы ранней помощи (далее – ИПРП). В 2022 году разработано и реализуется 109 ИПРП.

Эффективность реализации индивидуальных программ ранней помощи составляет  98,5% (у детей отмечается положительная динамика в познавательном развитии, активизируется речь, развиваются навыки общения и взаимодействия со взрослыми и другими детьми, повышается психолого-педагогическая грамотность родителей). Деятельность служб высоко оценивается родителями (законными представителями) детей.

В целях оказания ранней помощи семьям с детьми с ОВЗ и инвалидностью организовано взаимодействие со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, муниципальных образований области и учреждениями здравоохранения области. Сложилась практика направления организации здравоохранения семей, воспитывающих детей с трудностями в развитии, за психолого-педагогической помощью в раннем возрасте.

В целях повышения психолого-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей раннего возраста, специалистами БУ ВО «Областной центр ППМСП»  проведены 3 вебинара для родителей и педагогов, подготовлены и транслированы в социальных сетях 3 просветительских видеоролика для родителей, воспитывающих детей раннего возраста.

В БУ ВО «Областной центр ППМСП» организована работа консультативно-методического клуба «Помоги своему ребенку» для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ, инвалидностью и детей «группы риска» раннего возраста. Клуб «Помоги своему ребенку» позволяет осуществлять методическое сопровождение по вопросам преодоления трудностей в развитии, обучении, воспитании и социальной адаптации детей; оптимизировать детско-родительские отношения. В 2022 году занятия клуба посещали 33 семьи, воспитывающие детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

БУ ВО «Областной центр ППМСП», БУ ВО «Череповецкий центр ППМСП» БУ ВО «Тотемский центр ППМСП» организуют мероприятия по психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Для повышения доступности оказания услуг в каждом муниципальном образовании области определены консультативные площадки на базе школ и дошкольных образовательных организаций. Родители могут обратиться за помощью в любую из 183 консультативных площадок области.

Организовано взаимодействие с НКО (АНО «Центр социальных инноваций «Вместе!» (г. Череповец), Ассоциация «Детский сад и семья» (г. Череповец), ЧОУ ДО «Учебный центр «Рост.ok!» (г. Череповец)) и учреждениями социальной защиты населения по вопросам оказания консультативных услуг родителями.

В 2022 году за консультативной помощью обратились 3566 родителей (законных представителей) детей раннего возраста.

Основными вопросами, с которыми обращаются родители (законные представители) детей являются: вопросы воспитания и взаимодействия с детьми, преодоления задержки речевого и доречевого развития, трудностей адаптации к учреждению.